О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

Путевые заметки Х научно-практической экспедиции в Индию

Ашрамы и пляжи Юга. Медитации, оздоровительные практики, духовность, отдых

Москва — Тривандрум -Бангалор (Ашрам «Искусство жизни» Шри Шри Равви Шанкара) — Майсур (Ашрам Сатчитананда Ганапати) — Пляжи Кералы — Тривандрум — Москва

1 день экспедиции, 30 марта 2010 года, вторник.

Эту экспедицию мы готовили в течение двух лет. На последнем этапе появились трудности с оформлением виз, и пяти участникам консульством Индии во въездных визах было отказано, несмотря на все наши усилия. Этот отказ по формальным причинам показал нам жёсткость индийской бюрократии, -еще одну грань этой непостижимой страны, тысячелетиями сложившуюся практику управления и принятия решений. С грустью об оставшихся товарищах мы покидали Москву. Аэропорт Домодедово жил своей спокойной и размеренной жизнью. В этом огромном, постоянно достраивающемся сооружении уже сложился свой порядок и даже комфорт. На этот раз мы летели арабскими авиалиниями, с пересадкой в аэропорту Абу — Даби, на юг индийского субконтинента в Тривандрум.

Участники экспедиции быстро пошли формальности и собрались в кафе «Вена» в ожидании посадки. Нам хотелось быть вместе в ожидании событий экспедиции. Вскоре мы удобно разместились в небольшом «Боинге» и, окруженные заботой экипажа, общались, читали, кушали. Пассажиров было немного, в основном соотечественники и арабы, отправляющиеся на родину. Участники экспедиции могли удобно расположиться, заняв по три кресла.

После пятичасового перелёта мы плавно приземлились в аэропорту Абу-Даби. Из открывшихся дверей самолёта на нас одновременно пахнул зной пустыни и прохладный солоноватый запах моря. Здесь к нам присоединились две участницы из Казахстана. И нас стало девять.

Мы рассматривали экзотическую публику вокруг, состоящую всё больше из арабов и индусов, посещали магазины беспошлинной торговли. Ожидали нового перелёта. И он состоялся строго по расписанию. Ровно через три часа мы были уже в самолёте. Этот большой «Боинг» был полностью загружен. Все места занимали индусы. В основном мужчины средних лет, южане, возвращающиеся на Родину после работы в Эмиратах.

2 день экспедиции, 31 марта , среда.

Теперь мы все сидели рядом. Разговаривали, делились первыми впечатлениями, ужинали, дремали. После 4,5 часов полёта мы приземлились в Тривандруме. И если в Эмиратах часовой пояс соответствует московскому, то в Индии летом на 1.5 часа время вперёд. Мы оказались в небольшом аэропорту в конце длинной очереди на паспортный контроль, которая двигалась очень медленно. Было это как в 2003 году в Тегеране. После нас прибывающих пассажиров уже не было.

Наконец, оказались в зале ожидания, где нас радостно встретил представитель ППЛ в Индии доктор и йог высшего посвящения Аджид Вардан Сингх. Мы отправились в гостиницу, где привели себя в порядок и плотно позавтракали блюдами индийской кухни. В нашем автобусе под мерный рокот вентиляторов мы отправились на экскурсию по Тривадруму. Посетили храмовый комплекс, посвящённый богам Вишну, Ганеше и Дурге. В сам комплекс допускаются только люди, облачённые в специальные одежды. Возле комплекса, в специальных помещениях, верующие переодеваются в принесённые ими одежды для храма. За квартал от храма Ганеши были слышны громкие хлопки. Оказалось, что это разбивают кокосы, принося их в дар богу. Возле храма Дурги было довольно много празднично одетых девочек с родителями. Они бегали, радовались своей праздничной одежде и одновременно стеснялись внимания окружающих. Совсем маленьких девочек, но уже в макияже приносят родители, чтобы впервые подстричь им ногти.

Затем мы заехали на городской пляж и немного искупались в голубом море, полежали на белом и тёплом песке. Это очень быстро сняло остатки усталости длительного перелёта. Затем обедали в ресторане на воде.

Наступал вечер, и нам пора было отправляться в аэропорт для перелёта в штат Карнатака. Мы вылетели из Тривандрума в Бангалор. Полёт прошел по плану.

Долго ехали по Бангалору. Этот город является признанной столицей электронной промышленности Индии. В нём 6 200 000 жителей. Город вобрал в себя и объединил черты и традиции многих городов Индии, да, наверное, и стран Запада тоже. Было такое же переживание, как от езды по Бомбею, город не отпускал нас. Наконец, мы выехали в пригород. И так же, как по дороге из аэропорта, увидели множество огромных рекламных щитов с развивающимися лоскутами старых реклам.

Достаточно быстро доехали до Ашрама Шри Шри Равви Шанкара «Искусство жизни». И очень долго, как и в первый приезд, оформлялись в Ашраме. Впрочем, нам предложили поужинать, хотя время ужина уже закончилось. Наконец, к полуночи отправились в нашу гостиницу. Это оказался ближайший корпус возле главного здания Ашрама, которое мы называем дворцом. Перед гостиницей небольшое болотце, и именно в эти дни по ночам из него доносилось очень громкое стрекотание. В номера залетало множество насекомых. Ночами появлялись большие лягушки и настоящие крабы.

3 день экспедиции, 1 апреля, среда.

Каждый наш день в Ашраме начинался в 6 утра с занятия йогой. В течение часа инструктор давал непрерывный поток физических упражнений (асан), затем ещё в течение часа мы занимались дыхательными упражнениями (пранаяма). Несколько раз пропевали «Ом», что в данном контексте значит — с нами Гуру. Делали как знакомые, так и незнакомые упражнения. Так, вдох автоматически сам по себе, тогда как выдох с силой. Вдох и выдох с произнесением звука «М»; вдох и выдох, перекрыв подушечками указательных пальцев ушные проходы; тоже частично перекрывая указательными пальцами носовые ходы, надавливая на ноздри.

Выполняли дыхание с применением замков. Совершая движение корпусом влево — вправо, сцепляли кисти над головой — верхний замок; ставили большие пальцы рук под мышки — средний замок; или «руки в боки» — нижний замок.

После утренних занятий желающие пошли на завтрак, и в 9 утра начались занятия для группы, состоящей из тех, кто ранее прошёл начальный курс. Да и йога была так же для этой группы.

Данный курс вела доктор Видия. Уверенная в себе, заботливая женщина среднего возраста. Она обращала на себя внимание тем, что на каждую встречу приходила в сари другого цвета. И все они производили впечатление дорогих и богатых одежд. Возле ведущей постоянно находилась помощница, с которой она общалась и давала ей поручения. Кроме того, в зале постоянно присутствовал технический организатор курса по имени Упгар. Этот привлекальный, молодой и улыбчивый мужчина, казалось, больше интересовался участием в тренинге, чем выполнением своих обязательств. Поэтому более чем 100 участникам тренинга не всегда хватало подушек, чтобы сидеть и лежать на полу. Впрочем, он сам успешно ведёт курс для начинающих. И как нам стало известно, с большим успехом делал это в России. В данной группе, кроме того, было 12 инструкторов, тех кто прошёл обучение, получил соответствующее разрешение и сам проводят базовый курс «Искусства жизни». Эти харизматичные мужчины приехали из разных концов Индии. Они более уверенно, старательно и даже самозабвенно, выполняли все упражнения.

Ведущая сообщила участникам тренинга, что все мы являемся Удачниками, у нас будет время побыть наедине с собой, будет длительное молчание. Кроме того, она сразу установила вариант обратной связи. Когда участникам что-то нравилось, они поднимали большой палец правой руки вверх; когда не нравилось — опускали вниз; если что-то среднее — то держали посередине. Дальше ведущая сказала о том, что важно гигиена, важно стирать свою одежду, а здесь мы будем «стирать наш ум». Важно сообщить, что тренинг вёлся на самом распространённом языке в Индии — хинди, с переводом на английский, русский — специально для нас и ещё местные диалекты. Организаторы заранее позаботились, чтобы все участники тренинга понимали происходящее. К нашей небольшой группе прикрепили русскую переводчицу Маргариту.

Затем мы повторяли начальный курс. Всё началось со своеобразного знакомства и приветствия. Мы подходили друг к другу и произносили одну фразу: «Я принадлежу тебе».

Далее мы сидели с закрытыми глазами и чувствовали энергию, которая пронизывает всё в мире. Затем мы разбились на группы по шесть человек и вспоминали всё из базового курса: «Искусства жизни».

Ведущая сообщила: «Ответственность даёт силы, тогда как ожидание снижает уровень радости». Когда нас окружают несчастные люди, мы улавливаем их вибрации и сами можем становиться несчастными. Не нужно ходить кругами, нужно двигаться вперёд, и счастье будет следовать за нами. Мы наполняемся силой, делающей нас стабильными, и удары судьбы нам уже не страшны. Бесконечная работа ума меняет наши эмоции, и наше беспокойство постоянно нарастает. Осознавание может изменять проблему, осознавание стресса освобождает от него. Эти мысли я вынес из тренинга.

Затем мы измеряли, у кого самая большая и самая маленькая улыбка.

Затем мы формулировали десять своих положительных качеств. Я характеризовал себя как человека умного, надёжного, деятельного, стремящегося к счастью; высокого профессионала, помогающего людям, любящего оправданный риск, результативного, с разносторонними интересами; сотрудники и близкие ко мне люди растут и развиваются, у меня хорошая, гармоничная семья.

Работающий со мной в паре Аджид Вардан подчеркнул, что может жить один, служит своим родителям, может лечить людей, может держать пост, пьёт много воды, любит музыку, любит медитировать, готов делать всё для своих родителей, у него хорошая семья, он интересуется проблемами других людей. Так, по-разному мы оценили свои положительные качества.

Затем мы перечисляли свои негативные качества, в числе которых я назвал следующие: иногда не завершаю начатые дела, не всегда достаточно внимателен к людям, иногда забываю о близких, откладываю неприятные дела на будущее; часто остаюсь в пассивном ожидании, не занимая активной позиции; иногда много говорю, когда нужно больше слушать; слишком легко прощаю людям; начинаю новые дела, не рассчитав затрат времени на них.

Аджид Вардан также назвал свои негативные качества: ленивый, опаздывает, ждёт ответного положительного отношения, любит жирную и острую пищу, любит спать после еды; не всегда внимательно слушает людей, думает о своём, быстро забывает имя человека, часто посещает туалет, злопамятный.

Отрицательные качества мы называли с целями в последующем освободиться от них.

Затем мы хвалили свою пару. Я сообщил Аджиду Вардану о том, что считаю его надёжным, вдумчивым, исполнительным, образованным, любящим своих родителей, ценящим культуру, заботливым, творческим, точным и легко входящим в медитативное состояние.

Аджид Вардан похвалил меня за то, что я заранее планирую дела, выполняю всё по часам, легко прощаю, легко вхожу в медитативное состояние; всё, что происходит вокруг, записываю; много размышляю, даю хорошую обратную связь, образованный, планирую и реализую большие проекты, очень быстро принимаю решения, делаю выбор.

Затем мы хвалили каждый себя. Я сообщил Аджиду Вардану что отличаюсь активностью, эффективностью, предприимчив, люблю людей, помогаю людям, отличаюсь надёжностью, мужчина, семьянин, думающий о будущем, умеющий освобождаться от проблем.

Аджид Вардан был менее многословен в похвалах себе. Сообщил, что ему хорошо, когда он рядом с родителями и нет стресса, он хорошо воспринимает музыку и разговаривает со своими пациентами не только о болезнях, но и о жизненных проблемах.

Затем ведущая сообщила нам, что когда мы хвалили себя и свою пару, мы тем самым выражали благодарность богу. Наша глубокая природа красивая и идеальная. И мы можем брать оттуда положительные качества. Когда мы видим в человеке положительные качества и говорим ему об этом, человек ещё больше будет стремиться к положительному.

Затем мы занимались мудрами. Внешне — это определённое положение пальцев рук. На самом деле определённое состояние человека, достигаемое тем, что мы держим нашу спину прямой, прикрываем глаза, вдыхаем и выдыхаем с улыбкой.

После обеда ведущая нашей группы отдыхала, и занятие вела её помощница. Мы рассказывали в группах захватывающие истории своей жизни. Они могли быть как положительными, так и отрицательными, ведь всё имеет две стороны. Когда у нас возникают проблемы, мы можем решать их при помощи:

  • наших знаний;
  • нашего мужества;
  • нашей удачи;
  • медитации.

Затем мы проделывали упражнение, когда один человек доверительно сообщал о своих проблемах, слушающий говорил: «Всё меняется». Затем более подробно: «Наши чувства меняются, наше тело меняется». Затем признавали проблему, говорили: «Да, это проблема, так оно и есть». Особенно важно было открыто посмотреть и увидеть проблему. Наши проблемы — это мусор, и важно отдать этот мусор.

Затем мы занимались Шри Шри йогой. Это хатха йога, в которую добавлено много медитаций и дыхательных практик. Наше дыхание наполняет нас энергией и расслабляет нас. Мы выполняли огненное дыхание — как бы задували свечу носом, короткое носовое дыхание, гортанное дыхание. Затем мы проводили медитацию смерти и нового рождения. Мы принимали эмбриональную позу, затем трясли конечностями, затем плакали.

Затем, в конце занятия совершали ритуал благодарности и отдавали чувства на четыре стороны света

4 день экспедиции, 2 апреля , пятница.

Утро началось с двухчасового занятия йогой, продолжавшегося с 6 до 8 часов. В течение часа выполняли физические упражнения. Затем совершали медитацию плача, смеха. Ряд упражнений делали с выполнением замков. Нижний замок — напряжение и подтягивание заднего прохода; средний — живота, верхний — горла. Затем с закрытыми глазами исследовали свои чувства. Чувствовал, как глубоко ухожу в медитативное пространство.

На тренинге в этот день вся группа входила в молчание. Просто наблюдали, что происходит в нашем сознании, с нашими чувствами. Нам предлагалось быть самими собой и наслаждаться этим.

С закрытыми глазами исследовали наши чувства, энергии наших чувств, представляя различных людей и ситуации. С закрытыми глазами плавно двигались под музыку, у каждого было своё, достаточное для него пространство, и каждый мог почувствовать свободу. Затем мы хлопали в ладоши, в такт музыки, и это давало переживание единения нашей большой группы. И через каждые два часа у нас была танцевальная пауза, которую мы выполняли с закрытыми глазами. Ведущая призывала нас быть с музыкой, ощущать свободу и расслабление внутри нас. Мы ощущали молчание и наблюдали за нашими ощущениями. Проделали медитацию «полный — пустой».

Наш ум постоянно перемещается из прошлого в будущее и обратно. Когда же мы не визуализируем, а просто представляем наши органы, то ум в настоящем. Когда мы молчим — часто идём глубоко в наше внутреннее пространство.

В этом тренинге мы по какой — то причине не выполняли обычное для него упражнение. Когда один участник находится в молчании и так живёт в своей обыденной жизни. Другой участник, говорящий, опекает его.

Затем мы смотрели фильм, в котором Гуруджи говорил, что ум успокаивается. Нам нужно только дать ему ощущение покоя. В обычной жизни мы наблюдаем за другими людьми, а не за собой. И это нам проще. И чаще обращаем внимание на людей с ярким поведением. И наше тело откликается на вибрации таких людей. Наши эмоции ассоциируются с определёнными событиями. И любовь, и злость имеют один источник — просто у них разные энергии. Печаль и благодарность мы в начале ощущаем в горле. Печаль, опускаясь вниз, превращается в страх. В области пупка концентрируются: ревность, жадность, радость и щедрость. Ниже — сексуальная и творческая энергии созидания. У основания позвоночника энергия и интерес к жизни. Энергии очень легко течь вниз. Секс истощает. Основа мироздания: когда энергия поднимается мы у нас положительные эмоции, когда же опускается эмоции отрицательные. Когда мы осознаём наши эмоции — они меняются. Осознаем 1 шаг, 2 шаг — стремимся к беспристрастию. Если контролируем наши эмоции — мы сильны, если они захватывают нас — мы слабы. Все чувства имеют свои ограничения. Важно спрашивать себя — что мы желаем испытывать или даже — чем хотим насладиться. Любые посторонние воздействия, в том числе музыка, приносят некоторого рода загрязнения в наш мозг. Окружающий мир существует для наслаждения и всё, что вокруг, приносит нам радость. Мы созданы для радости. Так, бизнесмены не расслабляются. Они половину жизни зарабатывают деньги, вторую половину тратят их на восстановление здоровья. Они несчастливы и от того, что имеют и от того, чего не имеют.

Затем мы проделывали медитацию — Хари -Ом, сосредотачиваясь по очереди на чакрах: копчиковой, крестцовой (генитальной), пупочной, сердечной, горловой, межбровной (третьего глаза), макушечной, поднимаясь снизу вверх. Во время медитации Гуруджи напевает мелодии, очень схожие с колыбельными.

После этого мы ощущали себя детьми и рисовали с творчеством и энтузиазмом. Затем писали письмо самому себе. В нём давали пять важных советов. В жизни мы обычно ищем радость вовне, а она внутри нас.

Затем наш сопровождающий и переводчица Рита рассказала о программах, реализуемых в Ашраме. В числе других она назвала: базовый курс, дающий групповой опыт; продвинутый курс для индивидуального медитативного опыта. И специализированные курсы: построение идеального общества, обучение распределению своей силы. Последний для людей богатых. За последние 25 лет организация искусства жизни участвовала во всех горячих точках, реализует специальные программы в тюрьмах и для страдающих наркоманиями, приглашает на базовый курс прошедших обучение в лагерях смертников. Регулярно проводит процедуры пудж — поклонения учителям, курсы аюрведы, лечебного питания и массажа, учительские курсы.

В этот день я отправился на дополнительные занятия, целью которых была медитация и сообщение личной мантры. Ранее переданная мне доктором, специалистом по аюрведе мантра мне не понравилась с самого начала. Иногда всё же я повторял её, только она мне так и не стала родной. Занятия вела молодая женщина по имени Бхарати, что в переводе значит Индия. Она следовала Будж Мантре — науке о мантре. В группе было 22 человека. Она сообщила нам, что медитация противоположна концентрации. Левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое и аналитическое мышление, тогда как правое за чувства, творчество искусство. А медитация даёт их баланс. Здесь важна вера. Мантра даётся на санскрите и представляет собой вибрацию звука. Она чистит наше внутреннее пространство и разрушает ненужные мысли. Наши мысли как облака в небе. Ведь беспокойство — это повторяющиеся мысли, и мантра освобождает от них. В медитации наблюдаем убывание или возрастание мыслей. Мы занимались природной, естественной медитацией, называемой Сохаджи.

Завершался очередной длинный день, наше болотце возле гостиницы вновь наполнилось громким, радостным стрёкотом. В сумерках и ночью из болотца к крыльцу гостиницы выходили лягушки, большие пауки и даже крабы. На рассвете все они прятались в болотце, и стрёкот замолкал.

5 день экспедиции, 3 апреля , суббота.

Эта ночь, как и другие, прошла быстро, в прохладе, под мерный рокот кондиционеров. Мне снилась моя новая мантра. Эта вторая мантра, полученная мною на дополнительных, специальных занятиях, всё больше мне нравилась. И я всё реже вспоминал мою первую мантру. Утренняя йога длилась как обычно два часа и состояла из физических и дыхательных упражнений и медитаций.

На занятии во время медитаций мы отправлялись на десять лет назад, на сто лет назад, на тысячу, на десять тысяч. Ведь наш ум значительно старше нас. На вдохе переводим внимание с основания позвоночника на макушку, на выдохе двигаемся по позвоночнику обратно. Проводим медитацию — полный — пустой. В ней все полости нашего тела представляем пустыми, сосредотачиваемся на них, затем наполняем их. Затем танцевали под музыку молчания — двигались с закрытыми глазами и в наших головах звучала музыка. Всё пространство заполняется молчанием и это очень хорошо. Мы просто понимали, какие эмоции переживали. Чувства приходят и уходят. Мы просто следим за этим процессом. В это время могут приходить ответы на многие ранее заданные себе вопросы. Чем больше мы медитируем, тем больше осознаём глубину и совершенство внутри нас. Важно осознавать настоящий момент и течь вместе со временем. Быть как ребёнок. Занимаясь медитациями, мы достигаем состояние внутренней открытости естественного детского состояния. В медитации «полный — пустой» мы сосредотачивались на дыхании. На вдохе вели наше внимание от кончика носа к горлу, на выдохе возвращали к кончику носа. Затем от кончика носа к горлу и обратно. Затем к пупку, к крестцу. Всё тело ощущали то как полное, то как пустое. Затем ведущая сообщила, что нас будут захлёстывать разные чувства. И эти чувства не заставили себя ждать. Одна из участниц нашей группы, пришедшая на продвинутый курс без прохождения обязательного вводного курса, вдруг неожиданно сообщила, что испытывает чувство ненависти к ведущей. И несмотря на то, что мы были на большом расстоянии, между нами было не менее 80 участников, ведущая так же ощутила отрицательные эмоции в адрес этой участницы группы и начала делать ей замечания. Соперничество кончилось тем, что участница группы решила больше не приходить на эту программу. А ведущая перед началом каждого занятия выясняла, в связи с чем перестала ходить данная участница.

Дальше мы смотрели фильм Гуруджи где сообщалось о сомнениях.

Выделяется три типа сомнений:

  1. Сомнения в себе.
  2. Сомнения в техниках.
  3. Сомнения в мастере.

Один ученик искал своего мастера на небесах. Тогда ему сказали, твой мастер в аду. Мораль состоит в том, что все могут быть несовершенны, и мастера совершают ошибки. В другой истории, один ученик стрельбы из лука в знак преданности мастеру отрезал себе большой палец правой руки. Ведь преданные обладают большой силой и большим упортством. Ведь в жизни всё пронизано любовью, есть и любовь к мастеру. Предан тот, кто не сомневается. Сомнения вызывают недостаток энергии и сами по себе лишают нас энергии. Дети часто находятся в состоянии полного, абсолютного доверия. Мудрость поднимает нас выше и выше, и мы находим ответы на многие вопросы.

Затем ведущая читала тексты Гуруджи. Все события — это часть жизни. Несовершенства дают нам стимул для роста. В нашей жизни мы постоянно находимся на рынке, где предлагаем себя в качестве товара. В нашей жизни мы постоянно связаны с происходящим. Преимущества медитации состоит в том, что нет необходимости такой связи. Чувства мы больше выражаем мимикой и взглядом, а не словами. Когда в нашем уме прекращается шум — наступает радость наполненности. Мы наполняемся энергией. Брахма создаёт энергию. Вишну — поддерживает эту энергию. Тогда как Шива её разрушает.

Затем мы проделывали особую медитацию. Каждый из нас в медитативном состоянии лепил куклу. Затем мы оживляли нашу куклу и доверяли ей свой большой секрет. Усаживали куклу рядом с собой и создавали ей пару.

Мы вновь услышали голос Гуруджи. Он пел мантру, посвящённую Лингаму Шивы.

Мы проделывали медитацию, которую нас просили не повторять самостоятельно. Поднимали руки через стороны десять минут и опускали через стороны десять минут. Оказалось, что ощущения, на которых мы сосредотачиваемся могут исчезать. Цель состоит в том, чтобы наше тело было активным и расслабленным.

Затем мы медитировали на тему: «Кто я есть и что во мне я?»

Вечером, после ужин, мы занимались по дополнительной программе с Бхарати. Мы узнали, что есть четыре состояния сознания: 1. Пробуждённость. 2. Сон. 3. Сновидения. 4. Медитативное. В сновидениях возможны сюжеты: 1. Прошлое. 2. Настоящее. 3.Неисполненные желания. 4. Места нашего пребывания. 5. Смесь всего этого. Выделяется 4 состояния нашего ума: 1. Наполненность поверхностными эмоциями. 2. Глубокими эмоциями.3. Содержанием из предыдущих жизней. 4.Мысли, пришедшие от источника просветлённых мастеров. В медитации мы теряем ощущение времени и чувствуем себя наполненными.

Вечером долго обсуждали прошедший день, уютно расположившись на ступенях нашей гостиницы и слушая брачный стрёкот из болотца.

6 день экспедиции, 4 апреля, воскресенье.

Утро началось с двухчасового опыта занятий физическими упражнения, дыханием и медитацией. Особенно запомнилась медитация осознавания окружающего мира и собственного тела. Принятие мира как подарка и собственного тела и личности. Принятие себя, своих чувств.

В начале занятия в этот день мы смотрели фильм Гуруджи, посвящённый песням, которые исцеляют тело и ум человека. Когда слушаешь мантры, возникает приятное светлое ощущение. Особо сильное воздействие производят музыкальные произведения получившие название — раги. Мы вспоминали гимн Советского Союза, революционные и песни военных лет. Все они оказывали особо сильное воздействие.

Со слов Кришны, все виды жизни здесь на планете связаны между собой и обмениваемся энергиями. Мы как жемчужины на одной нити. Наш путь движения не завершается, а всегда только начинается. Молчание чистит наше сознание, когда ум поднимается вверх, становится текучим и лёгким. Какое сейчас настроение, не имеет особого значения, просто наблюдайте, прекратите анализировать, настройтесь на чувство благодарности. Всё в мире призвано любить, и любовь заполняет собой всё. Нет нужды сравнивать себя с дугими. Пробудитесь и поймите, что в этом мире нет страдания, нет боли, нет горя.

Между тем наша группа выходила из молчания. После завершения молчания каждый участник группы сказал по одному слову. Конечно, в нашей русской подгруппе молчание должным образом не получилось. Мы постоянно слушали перевод. И всё же произошло осознавание того, что мы слишком много говорим. И наша речь часто не имеет особого смысла и значения, пришло к нам. Пришло и осознавание того, что можно вернуть речи ее сакральное значение.

Затем мы проделали медитацию, расширяющую наше пространство от комнаты, где мы находились, до всей вселенной, благодари всех людей, живущих на земле.

Затем мы танцевали с закрытыми глазами. В этот день мы особенно остро чувствовали, что здесь, в Ашраме, мы постоянно под защитой.

После этого началось заключительное собрание нашей большой группы. В начале ведущая сообщила, что для того, чтобы встретиться с нашим мастером, важно освободить свой ум и открыть своё сердце. И тогда такая встреча обязательно произойдёт. В нашей группе было много людей, планирующих служение «Искусству жизни» Шри Шри Равви Шанкара. Впрочем, ведущая и всех других призывала к такому служению. Ведь центры и Ашрамы «Искусства жизни» есть уже в 150 странах. Можно стать путешествующим учителем. Только со слов нашей ведущей, тело часто быстро изнашивается и к образу жизни путешествующего учителя нужна серьёзная подготовка.

Важно, чтобы до 2012 года тысячи тысяч людей прошло эти курсы. А ваше служение будет организовывать их. Проходите курсы и организуйте их у себя и будьте рядом с людьми, у которых есть сила благословления — говорила наша ведущая. Учителя и волонтёры, я призываю вас организовать так много курсов, как это возможно. Не думайте о денежной выгоде. Ваша выгода это то, что вы испытываете внутри, как складывается ваша жизнь — продолжала она.

Затем началась обратная связь участников тренинга. Выступали те, кто как волонтёры работал с детьми в деревнях, в тюрьмах. Рассказывали о чудесных исцелениях, совершённых Гуруджи. Именно на этом собрании особенно остро чувствовался процесс канонизации Шри Шри Равви Шанкара. Процесс, такой естественный для Индии. В ней уже более тридцати трёх миллионов богов и каждый день добавляются всё новые.

Мы также выступили на обратной связи. Сказали, что сегодня в нашей стране Пасха Господня. И с удивлением убедились, что никто из присутствующих этот праздник просто не знает. Я сообщил, что считаю «Искусство жизни» самым интересным учением в Индии. Ведущая сказала о том, как мы, русские, отличаемся от других участников тренинга. Затем предложила мне стать учителем «Искусства жизни». На этом наш курс завершился. Участники, включая нас, были довольны обучением и собой.

В этот воскресный день в Ашраме было множество гостей. Многие приехали с семьями. Было много детей и подростков. Гости заполнили большой зал, где музыканты исполняли гимны богам и Гуруджи. Считается — участие в божественном пении исправляет карму человека, лечит все болезни. И, что несомненно, поднимает настроение.

В этот день закат солнца был особенно красивым. Интересно то, что гуляющие по Ашраму совсем не обращали на него внимание. Большой красный шар солнца медленно погружался за горизонт.

Люди гуляли, посещали множество магазинчиков, появившихся между нашим первым и вторым пребываем в Ашраме. Было хорошо и спокойно.

На вечерней обратной связи участники группы начинающих в очередной раз дали высокую и даже восторженную оценку тренерам группы. Два тренера быстро сплотили группу и занятия шли весело и содержательно. В парах очень долго спрашивали друг друга: «Кто ты?». Рассказывали историю своей жизни в тройках. Дарили друг другу подарки. Пытались подарить и тренерам, на что услышали: «Нам подарки не нужны — приведите 5 друзей на тренинг. Это лучший подарок». Кроме того, состоялась экскурсия по Ашраму. Группа посетила ферму, где образцово содержаться 140 коров, фруктовые сады, кормили двух слонов, гуляли вокруг озерца, видели двух крокодилов, в ухоженном парке посетили площадку, где европейцы венчаются по индийскому обычаю. Группа прошла мимо Академии пандитов, где молодые брамины обучаются своему ремеслу. Так завершался этот длинный и насыщенный событиями день. Организованных вечерних медитаций в Ашраме нет. Может быть, отдельные люди самостоятельно выполняют их. Мы этого не видели.

Наше дополнительное занятие с Бхарати началось в 21.30. Мы медитировали. Следуя за ведущей, брали мантру из глубины сознания и отпускали её. Если ваши мысли разрозненны, это хорошо, если они связаны и мешают мантре, вновь возьмите мантру и опустите её в пространство вашего сознания. Когда мантра в нас, «мы принимаем её в разных частях тела, как самого близкого друга» Данная мантра только на медитацию. Она длится от 3 до 20 минут максимум. Во время обучения мастер вкладывает свою энергию в ученика, и эта энергия трансформируется. Мастер сильнее влияет на наше сознание, благославляет нас, касанием, взглядом — сообщила Бхарати. Важно почитать мантру и медитировать каждый день. Важно полюбить нашу мантру.

Затем состоялась сама процедура передачи мантры. Нас приглашали каждого отдельно, и Бхарати тихим голосом сообщала нам нашу личную мантру. Нужно было произнести её 7 раз. Меня пригласили первым, и в результате этого у меня высвободилось время наблюдать закат и произносить мою новую мантру. Она мне очень понравилась. И вскоре заполнила всё моё сознание и тело. И я растворился в закате солнца.

7 день экспедиции, 5 апреля, воскресенье.

Ночь была тихой. Наше болотце почти замолкло. Нас встретило чудесное утро. В большой зал к 6 утра люди собирались для занятий йогой. Многие в белых одеждах. Кто-то делал физические упражнения. Большинство же отдавало предпочтение Шри Шри Йоге, с множеством уже известных нам дыхательных упражнений.

С 6. 20 начали подходить исполнители пудж, специальных песнопений, посвященных Учителям и богам. На сцене в центре зала расположились две группы юношей из Академии пандитов. Справа — подростки, слева — юноши и молодые люди. Заходя в зал, они отдавали земной поклон, глядя на портрет Шри Шри Равви Шанкара. У многих обращала на себя внимание символика бога Шивы. В центре располагался очень большой мужчина. Он был солистом, исполняющий пуджи, посвященные Шри Шри Равви Шанкару. Брамины пели очень слаженно, выполняя свою обычную работу и не демонстрируя излишнего энтузиазма.

После завтрака мы расположились в автобусе и покинули гостеприимный Ашрам. Забегая немного вперёд, вскоре мы почувствовали, нпсколько неэкологична среда нашего пребывания, как много нездоровой пищи мы потребляем каждый день. Тогда как в Ашраме чистая, здоровая жизнь, наполненная позитивной энергетикой.

Сверх нашей программы, мы решили посетить знаменитый Ашрам Саи Бабы, расположенный в Путапарти, штат Андрапродеж. Тем более, что и водитель автобуса и Аджид Вардан уверяли, что мы потратим на дорогу 3 часа 17 минут. Ведь расстояние между двумя Ашрамами всего 147 километров. Я хорошо помнил, что время в пути в Индии километрами измеряется очень не точно. Помнил так же, что в прошлый приезд мы ехали целый день.

Мы вновь проехали через забитый транспортом Бангалор, с его архитектурой со всего мира, садами, парками, настенной живописью вдоль дорог. Захотелось задержаться в этом городе на несколько дней. Выехали на прекрасную асфальтовую дорогу с пятью полосами движения в каждую сторону. Приехали в раскалённый солнцем Путапарти. Просидели в кафе, единственном помещении с кондиционером, до встречи с Саи-Бабой.

Между тем, начали собираться участники встречи. Среди мужчин было много пожилых, одевших праздничную одежду для встречи с живым богом. А Саи Баба считается реинкарнацией бога Шивы. Иностранцев совсем мало — очень жарко. На женской половине в глазах пестрит от сари самых разных расцветок. Там женщины разного возраста, от пожилых, до кормящих матерей с детьми на руках, и с браслетами только недавно вышедших замуж. Традиционно доброжелательная охрана мужских трибун и традиционно придирчивая — женских. Двух участниц экспедиции не впустили: за декольте на платье и прозрачную кофточку.

Саи-Баба появился вовремя. Его привезли на коляске. Он постоянно вытирал салфеткой лицо от пота. Его движения обращают внимание своей скованностью. Мимика бедная. Он так долго находился перед своими почитателями, что мы ушли до окончания встречи с ним, чтобы продолжить свою дорогу. Свою обувь нашли все, кроме меня. Мои любимые итальянские туфли дематериализовались. Я без особого сожаления подумал, что у меня много пар туфель и потеря невелика. Пусть это будет подарком.

Наверное, хорошо жить так, чтобы каждый день утром одевать свою лучшую одежду и отправляться на встречу с живым богом. Получать благословение. Весь день жить счастливо и под защитой бога. А вечером отправляться за новым благословением.

Между тем, мы уютно разместились в нашем автобусе и наслаждались работой кондиционеров и долгожданной прохладой.

Началась традиционная обратная связь по событиям дня. Участники экспедиции с теплом вспоминали Ашрам Шри Шри Равви Шанкара. Важно отметить, что большинство из них не были мотивированы и готовы встречаться с Саи Бабой. И две участницы отрицательно высказались о Саи Бабе, и тут же наш автобус заглох посреди дороги. И мы оказались в жаркой ночи. Кстати, такое случилось первый раз за все десять экспедиций. Через какое то время двигатель снова заработал. Только кондиционер совсем вышел из строя. Вместо того, чтобы продолжить наш путь, мы возвращались в Бангалор для замены автобуса. В этой ситуации я принял решение: «О Саи Бабе или хорошо, или никак» Через три часа мы приехали в Бангалор. Наградой нам был более комфортный автобус. Впрочем, в нём меня ждало ещё одно испытание. В конце пути в нём я оставил тетрадь с моими путевыми заметками. Очень переживал пока мне её не вернули, с попутным транспортом из Бангалора.. Понимал, что это самая ценная вещь, что у меня есть с собой в Индии.

8 день экспедиции, 6 апреля, понедельник.

Ночь мы провели в автобусе. И рано утром прибыли в город Майсур, культурную столицу штата Карнатака. Поселились в прекрасном отеле Regalis. Встретились за завтраком в отличном настроении и хорошей форме. У многих участников всё утро в голове звучали гимны, услышанные в Ашраме Саи Бабы. Съели очень хороший завтрак, состоявший из индийских и европейских блюд, и отправились в тантрический Ашрам Шри Ганапати Сачитананда. Нас встретил очень большой ашрам, с хорошими капитальными строениями, большой ухоженной территорией. На разных площадках большого здания брамины проводили ритуал начала дня. В начале из-за закрытых занавесей начинало раздаваться пение. Затем занавеси открывали и перед собравшимися открывался костёр и сидящие вокруг него брамины, поющие и совершающие ритуал начала дня. Мужчины и женщины сидят отдельно. Много занавесей, которые открывают и закрывают во время молитв.

Состоялась встреча с главным монахом Ашрама. Этот достаточно молодой человек, скромно одетый, с посохом, казался путником, остановившимся чтобы поговорить с людьми. У него удивительное светлое, вернее, просветлённое, открытое лицо, с выражением радости и светящимся лучезарным взглядом. У меня почему-то возникла ассоциация с Иисусом Христом. Хотя во внешности монаха определялась символика бога Шивы. Он отвечал на вопросы присутствующих. Люди задавали свои самые важные вопросы и не хотели уходить. Тогда монахи, следящие за порядком, очень мягко просили их уступить место следующему, задающему свой вопрос. Мы тоже встали в очередь, желающих спросить. Я думал о том, какой же вопрос задать, этому человеку из другой культуры, важный для меня. И когда подошла моя очередь, спросил: «Когда мои дети — сын и две дочери — вступят в брак». Монах задал несколько коротких уточняющих вопросов. Затем ответил: «Сын уже скоро, старшая дочь после завершения образования, младшая после неё и ещё не скоро» Этот простой и правильный ответ меня не только удовлетворил, даже создал некое чувство радости и энтузиазма. Не хотелось уходить из ауры это сияющего человека, только монах, следящий за порядком, мягко попросил уступить место следующему вопрошающему. На обратной связи почти все участники задавшие вопросы, получили важные ответы. Забегая вперёд, важно сказать, что несколько лет я часто вспоминаю этого лучезарного молодого монаха и хочется вернуться в Ашрам, чтобы ещё поговорить с ним.

Все участники экспедиции чувствовали себя хорошо в этом Ашраме. Все легко входили в особое медитативное пространство. Вокруг пели монахи, пели прихожане. Затем мы загадывали желание и, подержав в ладони кусочек ткани, сжигали её в огне.

Затем мы вышли на территорию Ашрама. Посетили несколько садов, с растениями со всего мира. Плантацию лекарственных трав, где властвует бог медицинской плантации Мулькешора. Обошли 365 статуй, символизирующих каждый день года. Осмотрели большой музей подарков основателю Ашрама.

По нашей просьбе с нами встретился монах по имени Нарситча Сван и рассказал о медитации. Сначала готовим сознание через контролируемое дыхание. Затем произносим мантру или имя бога или близкого человека. Обращение к богу приносит энергию и активизирует. В Ашраме можно медитировать регулярно. Затем мы разучивали тантрическую мантру, звучащую — ом драм датая намаха. А вслед за ней мантру к Гуру, которую нужно поизносить не менее 108 раз в день — ом аи крим срим шиварами онага датая намаха..Мантра — это набор символов, настраивающих наше сознание. Мантра ведёт сознание вверх. Тантра система действий, ведущих к расширению сознания (молчание, использование музыки, созидательная работа). Тантра ведёт сознание наружу. Тантра — система упражнений, дающих специальные возможности познания и влияния на жизнь другого человека. Так говорил нам монах.

После семинара, поблагодарив манаха, мы отправились осматривать концертный зал. Огромный зал с прекрасной акустикой, портретами великих композиторов всего мира. В том числе Чайковский и основатель данного Ашрама.

Теперь непосредственно о Гуруджи. Приведём сведения, послунные нами в Ашраме и дополненные из интернета. Последователи Шри Ганапати Сатчитананды считают его инкарнацией божества Даттатрейя*, легендарного йогина, который родился с тремя головами, символизирующими индуистскую троицу — Брахму, Вишну и Шиву. Даттатрейя был великим йогом и великим музыкантом. Соответственно, Шри Ганапати практикует то и другое. Он особенно известен концертами «исцеляющей музыки», во время которых исполняет классические раги и собственные импровизации, призванные избавлять от физических и душевных болезней.

Возрождение культуры, реформирование общества, установление мира и обращение людей к Богу — вот миссия Шри Ганапати Сатчитананды. Методы, которые он предлагает ученикам для познания Божественного, включают исполнения мантр, индуистских ритуалов, джапы (повторения имен Господа), социальные проекты и программы служения через совместное пение бхаджанов и растворение в сочиненной им музыке для медитаций.

Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи — один из современных индийских Гуру. Его единственным Учителем была его мать, которую он превозносил как святую. Легенда гласит, что она была второй женой его отца, который лишился ума после смерти первой супруги. Мать Шри Ганапати по доброй воле вышла замуж за сумасшедшего и вернула ему разум.

Будущий Мастер родился 26 мая 1942 года в небольшой деревушке Мекедату, расположенной в окрестностях Бангалора и омываемой двумя священными реками, Кавери и Аркавати, которые сливаются в этом месте в один поток. Его родители, бедные, набожные и праведные люди — Нарасимха Шастри и Шримати Джаялакшми — назвали ребенка Сатьянараяна. В детстве Сатьям, как его часто называли, в упорной борьбе за выживание прошел через многие испытания. Это закалило его, научило смирению, состраданию и трепетному отношению ко всем живым существам.

Школьные годы, особенно после смерти матери в 1951 году, прошли в крайней нужде. В это время он долгие часы проводил в одиночестве в строении позади храма Агастьяр, из которого доносилось звучание мантр и удивительная музыка. Он очаровывается божественными песнопениями — бхаджанами, начинает подпевать, разучивает тексты. Стремление к активной, наполненной работой жизни в непрестанных поисках обнаруживается в нем достаточно рано. Юный Сатьянараяна регулярно посещает ритуалы и службы в храмовых комплексах, медитирует, учится.

Прежде чем достигнуть реализации, Шри Ганапати был школьным учителем, ткачом и почтальоном. Он говорит: «Я в некотором смысле до сих пор почтальон — но я доставляю послания от людей Богу». Его первый ашрам был основан в 1966 году — скромный, с небольшим штатом служителей, расположенный в двух километрах от Майсура, у подножия холмов Чамунди-Хиллс, известных, как место победы Богини Дурги над демоном Махишасура.

Избегающий рекламы, живущий просто Шри Ганапати Сатчитананда, тем не менее, имеет десятки тысяч преданных сторонников в Индии, в числе которых немало преуспевающих и влиятельных политиков (один из индийских премьер-министров регулярно посещал его Ашрам). В последнее время в ашрам приезжает все больше и больше паломников с Запада, в том числе и из России, чтобы получить даршан и обучиться его особенной системе крийя йоги. Шри Ганапати Сатчитананда учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать организм.

Свамиджи толкует Упанишады, Веды и Бхагавадгиту таким образом, что они одинаково понятны и обычным людям, и высоко интеллектуальным. Как бхакти йог, он — человек бесконечной веры и сострадания и убежден, что всеобщее сострадание и любовь — это фундаментальная основа духовной подготовки каждого человека. В качестве главы растущего семейства Датты(название, данное Свамиджи своим преданным), среди которых есть последователи разных вероисповеданий, он призывает к единству, к синтезу

Шри Ганапати, помимо прочего, известный исполнитель, и собирает большие аудитории на свои концерты — бхаджаны, которые дает в различных городах Индии. Бхаджаны, по его мнению, очень приятный и несложный путь к самореализации. Его композиции действуют, как лекарства и предназначены для исцеления от определенных болезней. Он часто предваряет бхаджан, объясняя, например, что «этот — чтобы понизить высокое кровяное давление» или «этот — чтобы снять боль в спине», предлагая аудитории сконцентрироваться на конкретной части тела.

О себе он говорит: «Люди спрашивают: „Кто вы?". Подумайте, и вы сами ощутите Свамиджи. Кто-то скажет — йогин, чудотворец, целитель, доктор, человек йоги, волшебник. Другие скажут — он следует ведическому пути, а иные — что он человек, смущающий умы. Все правы. У каждого человека есть собственный взгляд на меня, но я говорю, что я не духовный бизнесмен!» Сатьянараяна стал известен сегодня не только как Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи, но и как Агни Пуруша и Даттатрея Авадутта, которому поклоняются многочисленные преданные.

Музыка Шри Ганапати для медитаций и исцеления является отдельным, особенным и уникальным проектом. Пение восхвалений Господу — самый легкий путь для продвижения по Пути. Бхаджаны помогают уму выбраться из болота мирского существования — желаний, гордости и эго. Звучные, живые, наполненные преданностью, душевные, мелодичные и волнующие душу бхаджаны и музыка Свамиджи многим людям заменяют лекарства. Он непревзойденный композитор и одаренный исполнитель бхаджанов, которые истекают из него, как Ганга из вечных Гималаев. Он утверждает: «Точно так же, как для питания тела требуется пища, так для питания ума требуются

А вот мнение доктора Аджида Вардана Сингха. К тантре многие люди в Индии относятся настороженно. Ведь тантрики делают не только хорошие дела, но и плохие. Основатель Ашрама занимается тантра-йогой. Его миссия при помощи музыки лечить болезни и наполнять человека здоровьем. Он из семьи брамина. Из своей деревни приехал в Майсур и в 1966 году открыл первый Ашрам. Сейчас 70 центров по всему миру. Шри Ганнапати Сачдидананда получил мировую известность как один из самати. В 60-70 годы он находился в состоянии сомати. Он Аватар, это значит человек, осознающий природу бога, очистивший свою карму и впустивший бога в себя. Человек создан по образу бога. Для того, чтобы стать богом, нужно осознавание. Высшая реальность осознавания — состояние сомати, когда стираются грани материальной и духовной ограниченности и мир становится безграничным. Это состояние обсалютной реальности за пределами способностей наших органов чувств. Цель — выход за пределы ассоциирования себя с конкретным человеком. И за пределами личностной, человеческой формы сомати становится богом. Он может увидеть себя в других людях и понять разницу. В его присутствии люди переживают ощущение ума и затем духа. Его язык — язык молчания, ведь мудрец молчаливо передаёт суть. Мир наполнен позитивными и негативными вибрациями. И в присутствие сомати слышимыми и понимаемыми. Человек воспринимает их глазами и телом. Вибрации позволяют достичь высшей реализации души. Самые сильные вибрации даёт молчание. Абсолют жизни — понимание её бесконечности. Музыка гораздо глубже завораживает душу, в сравнении с другими искусствами.

Затем мы вернулись в гостиницу, где плавали в открытом бассейне с очень тёплой, почти горячей водой, нагретой солнцем.

Затем состоялась экскурсия по городу. В городе Майсуре проживает по одним данным 1 500 000 человек, по другим 650 000 человек. Город достаточно чистый, улицы широкие. Все заметные здания ранее принадлежали семье магараджи. Сын последнего магараджи сейчас проживает в Бангалоре, отдыхая, завершив свою карьеру. Ранее он был министром Индии.

9 день экспедиции, 7 апреля, вторник.

Утро началось с физических упражнений йоги и медитации на лужайке возле бассейна. Затем мы съели завтрак, наверное, слишком обильный, за счёт разнообразия блюд, которые хотелось попробовать.

Уютно разместились в нашем автобусе и под мерный рокот кондиционеров отправились в пригород в Храм Чанди Деви. Ехали по хорошим дорогам, обращало на себя внимание небольшое число нищих и праздно гуляющих молодых людей. Везде можно прочитать надписи «Зона без пластика». Так местная администрация борется за очистку окружающей среды. Видели празднование в честь богини Дурги. Статую богини носили вокруг храма. Осмотрели женский храм Чанди Деви. Храму более 800 лет В 15 километрах от города увидели большой посёлок, с комфортабельными многоэтажными домами, всей необходимой инфраструктурой, окруженный забором. Посёлок принадлежит компьютерной компании.

Осмотрели небольшой, низкий и очень намоленный храм бога Шивы, которому более 800 лет.

10 день экспедиции, 8 апреля, среда.

Наш длинный переезд мы начали в 6 часов утра. В 9 утра остановились в хорошем придорожном кафе. Съели наш завтрак из гостиницы, запивая полюбившемся нам в Индии, чаем — масала. Ехали по хорошему асфальту. Проезжали через национальный парк, в нём не разрешено останавливаться. Видели несколько раз стада диких слонов. Их вид, их движение — впечатляющее и страшноватое зрелище. Слушаем переводы лекций Шри Шри Равви Шанкара, прочитанные им для учителей в июне 1990 года в США. Первое чувство, с которым мы пришли на землю — боль, затем любовь к матери. Любовь растворяет эго человека. В любви человек испытывает боль. Она естественна. Отсутствие любви заполняется её суррогатами. Например, деньгами. А накопленные деньги невозможно взять на тот свет. Когда мы наблюдаем за положительными чувствами, они растут. Когда наблюдаем за отрицательными, они уменьшаются. Некоторые люди боятся бога и это зря, бог он добрый, — так говорил Гуруджи.

Во время нашего движения мы дискутировали о любви, наблюдали, как собираются грозовые тучи, ведь приближался сезон дождей, отдыхали.

Ехали по большим новым автострадам, наполненным машинами. Останавливались в больших новых городах. Посещали супермаркеты, для того чтобы взять пищи с собой в дорогу. Везде чувствовалось как быстро развивается страна.

11-13 дни 9-11 апреля ,четверг, пятница, суббота.

В данной редакции путевых заметок я не буду подробно останавливаться на счастливых днях нашего пребывания на аюрведическом курорте. Отмечу, что желающие прошли диагностические процедуры, получали различное аюрведическое лечение. Мы много времени проводили на пляже, подолгу засиживались за завтраком и ужином. Каждый день дважды занимались медитациями и проводили семинары по материалам нашей экспедиции.

14 день экспедиции,12 апреля, понедельник.

Утром традиционная медитация. Затем первый завтрак, после которого мы традиционно отправились на пляж. Волна была не очень большой, вода в океане тёплой и прозрачной. Затем второй завтрак. Затем слушали сообщение Маргориты о мудрах и осознавали их как отдельное большое учение, содержащее и теорию и практику. Раньше представлял мудры только как определённые положения кистей рук и пальцев. Теперь осознал, что это и движение энергий, и расслабление и напряжение нашего тела. Стал понимать, что напрасно не использовал мудры в моих практиках.

После обеда впервые стало прохладно. Собирается гроза, и сразу 100% влажность. С пляжа мы перемещаемся в наши бунгало. Вечером проводим последнюю медитацию здесь на аюрведическом курорте. Затем торжественный ужин. Все участники экспедиции выглядят загоревшими и поздоровевшими. Говорили о том, что сбылись все ожидания. Хочется вновь вернуться в те места, которые мы посетили в Индии. Затем после отдыха отправились в аэропорт

15 день экспедиции, 13 апреля, вторник.

До аэропорта доехали совсем быстро, ведь расстояние всего 16 километров. Разместились в удобном «Боинге» и через 3 часа 45 минут были в Абу-Даби. Нашими попутчиками были в основном мужчины индусы среднего возраста, по-видимому направляющиеся на заработки в Арабские Эмираты. Приятно было чувствовать прохладу и чистоту салона самолёта. Аэропорт встретил нас привычной суетой. Множеством людей из разных культур и бесконечными магазинами. Казалось, что они никогда не кончатся. Вовремя вылетели и в Москву.

В дороге общались, отдыхали, кушали, смотрели кино. И вовремя прибыли в Домодедово. Попрощались и отправились домой или на пересадку.

Вот и завершилась ещё одна экспедиция. Она была наполнена тренингами, медитациями, занятиями, восстановлением и развитием здоровья. Мы посетили те места, в которые, несомненно, хочется возвращаться. И мы это обязательно сделаем.

 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив