О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

Путевые заметки ХХI экспедиции в Индию

Уважаемые участники экспедиций!

Наша ХХI экспедиция отчасти повторяет маршрут V экспедиции, состоявшийся 14-25 января 2008 года. Приводим путевые заметки экспедиции из книги Виктора Макарова, Галины Макаровой «Экспедиции души: психотерапия, духовность. Путевые заметки экспедиций в Индию. Академический проект 2012 г. 314 стр

Индия — путь к глубинам сознания:
Путевые заметки V специальной научно-практической психотерапевтической экспедиции в Индию

Сроки проведения: 14-25 января 2008 года

Маршрут: Регион Калькутты — джунгли устья Ганга — пляжи Бенгальского залива

Важно посетить Калькутту. Это самый большой городской конгломерат.
В нём живёт сто пятьдесят миллионов человек. Можно увидеть будущее земли!
А.А. Редько, Санкт-Петербург, 2006

Первый день, 14 января

Быстро доехали до Шереметьева II. Москва ещё не обрела обычный рабочий ритм после затяжных новогодних праздников. В аэропорту зал прилёта наполнен возвращающимися людьми, а зал вылета — совсем пустой. Традиционно собрались под табло расписания вылетов. Нас всего семь человек, профессионалы и интересующиеся из Москвы и Санкт-Петербурга. Быстро прошли формальности и уютно устроились в хвосте огромного «Боинга». По началу каждый занял по три кресла, чтобы можно было поспать. Только никто так и не ложился. Вокруг нас были индусы, европейцы и сосем немного соотечественников. Одним из наших соседей оказался студент Московского авиационного института, который летел домой на каникулы. Он рассказал нам, что с нетерпением ждёт встречу со своим родным городом Амарца, в 400 километрах от Дели. Это город, где есть золотой храм. Он и ещё один русский торговый представитель, много лет проживший в Индии, были нашими собеседниками в течение шестичасового полёта. И многое нам рассказали о том, чего многие из нас еще не знали об Индии. Сообщили, например, о принципе двора, когда все окружающие осуществляют контроль за человеком. О том, что в каждом родильном доме есть специальная медицинская сестра, которая фиксирует мгновение рождения человека. Ведь весь астрологический расчёт зависит от точной даты рождения. А многим индусам их гороскоп составляется и вручается при выписке из родильного дома.

В Индии вообще очень значительно влияние астрологии. Большинство людей составляют для себя гороскопы. Индийская астрология происходит из Вед. Обучение в школе и колледже может быть с астрологическим уклоном. Такие ученики одеты как монахи и стригутся налысо.

Если девушка до 18 лет не выходит замуж, то после её никто не возьмёт. А значит и младшие сёстры при её жизни не смогут выйти замуж. Это являлось причиной суицидов старших сестёр. В деревнях они бросались в колодцы, а в Дели — с башни. Сейчас большие изменения в экономике Индии, но только не в психологии. Индия, со слов нашего собеседника, опережает всех, потому, что основывается на традиционной морали. Индийцы — лучшие торговцы в мире. И наш торговый представитель сказал, что как-то продавец мяса попросил его больше не приходить, поскольку он не торговался, и продавцу было с ним… неинтересно. Наш спутник, студент, принадлежит к сингхам. В Москве он изменил свою внешность в связи с опасностью, которая может подстерегать молодых людей экзотической для России внешности. Он был схож с многими виденными нами индусами, которые отличались глубокими знаниями своего города, своей социальной роли. А вот другую, остальную очень разнообразную Индию знали совсем плохо.

Мы с удовольствием съели российский вегетарианский ужин. Впереди у нас было две недели исключительно индийской еды.

Над Гималаями наш самолёт попал в зону турбулентности, и мы осознали, что скоро будем в Индии. Приземлились в Аэропорту Индиры Ганди точно по расписанию в 22 часа. Сразу запахло Индией, и началась новая жизнь. Нас встретил коллега нашего представителя в Индии Аджида Вардана Синха. Мы быстро прошли все въездные формальности. И не покидая территории аэропорта переехали на автобусе в терминал авиакомпании «Индиго» для продолжения нашего путешествия.

Второй день, 15 января

Индия — признанный «духовный узел планеты». А в Калькутте — миссия Рамакришны, объединяющая духовность всех религий. Поразительные храмы чёрной супруги Шивы Кали с четырьмя руками, джайнистские храмы. Старейший в Индии ботанический сад, лучшее метро. Зима — самое комфортное время года — температура около + 27 С , изобилие цветов, овощей, экзотических фруктов. И мы вылетели в Калькутту на большом «Боинге», который был заполнен пассажирами. И во всём самолёте только мы отличались европейской внешностью. Калькутта нас встретила изумительно красивым восходом солнца, и здесь нас ждал Аджид Вардан Синх. Он познакомил нас со своим братом, высоким и полным мужчиной солидного возраста. Брат, ранее правительственный чиновник, теперь пенсионер, сохранил властную манеру поведения. И все люди вокруг беспрекословно выполняли его просьбы и старались угодить этому важному господину. Аджид Вардан искренне радовался встрече. Это был завершающий этап той большой работы, которую мы проделали вместе с ним по подготовке экспедиции. Удобно разместились в комфортабельном автобусе, быстро поселились в хорошей гостинице, в которой кроме нас размещались только индусы.

Калькутта — это город богини Кали. Городу примерно 500 лет. Много уличной рекламы с женскими образами. Целые кварталы шалашей со стенами из циновок. Много коммунистической символики. Оказалось, что у власти в регионе коммунисты. Храмов и других культовых сооружений на улицах значительно меньше, чем на севере страны. Часто встречаются группы мужчин, увлеченных игрой в карты или иные игры. У индусов вообще хорошо представлено Детское состояние Эго. Это обращает на себя внимание во всех регионах. Городские кварталы соседствуют с полями и бахчами, на которых трудятся люди.

У индуистов одна жена и может быть несколько официальных наложниц. У мусульманина может быть несколько жён с согласия старшей жены. Аджид Вардан, человек просвещенный, считает, что женщина нуждается в защите. И общество устроено так, что женщина несамостоятельна. Семьи правильно создавать из детей. Так, в Раджистане назначаются брачные пары при рождении. Разводов в Индии значительно меньше, чем в Европе.

Мы посетили комплекс храмов религии Джен. В Калькутте примерно двадцать тысяч сторонников этой конфессии. Храмы построены сто пятьдесят лет назад. По внешнему виду монахи разделяются на две группы: одни носят белые одежды, другие вовсе ходят обнажёнными. Поклонники Джен избегают любого насилия, они очень экономные, экономят и деньги, и карму. Именно поэтому среди них много людей состоятельных и богатых. Храмы очень чистые, и посещение их дало всей экспедиции новую энергию после бессонной ночи. В одном из храмов мы наблюдали, как служитель в идеально чистых белых одеждах, повязав рот белым платком, смахивает опахалом пыль со стен. А белый платок у него для того, чтобы он случайно не совершил насилие, например не заглотил мошку. У поклонников этой религии, как и во всей традиционной Индии принято, что мужчина обеспечивает семью деньгами. Всё остальное в семье делает женщина. Когда мужчина зарабатывает недостаточно, женщина сокращает расходы. Основатель этой религии Т. Махавири завершил свой жизненный путь, уморив себя голодом. Данное посещение храмов окончательно утвердило нас в намерении посвятить религии Джен, нашу следующую экспедицию.

Покинув этот прекрасный небольшой храмовый комплекс мы отправились в центр Вивекананды. Этот известный деятель происходил из очень богатой семьи. Центр был заполнен людьми. Оказалось это последний, четвёртый день празднования его дня рождения. Многочисленные ораторы провозглашали Вивекананду реинкарнацией Шивы.

Затем посетили большой особняк Рабиндраната Тагора. Выдающийся писатель происходил из очень богатой семьи землевладельцев. Он почитается больше чем бог, потому, что люди слушались его.

Посетили новый и большой храм богини Лакшми. Этот храм подарила городу в 1996 году одна из трёх богатейших семей страны — Бирла,. В храме показаны разные воплощения Аватора (бога), основные индийские боги. Много людей, много явно больных женщин.

Затем вернулись в нашу гостиницу. Рядом с ней расположен городок науки. В нём планетарий и другие здания. Рядом с гостиницей так же и Миссия матери Терезы.

Насладились хорошим вегетарианским ужином из традиционной национальной кухни.

После ужина посетили одну из основных достопримечательностей Калькутты — как колониальной столицы — дворец королевы Виктории. Это монументальное здание видно из многих мест города. Мы не были в самом дворце, а обошли вокруг него по цветущему парку, затем смотрели лазерное шоу. И уже ночью медленно проехали по центральной улице города Паркстрит. Этот ярко освещённый проспект, построенный в основном в колониальную эпоху, привлекает своей архитектурой и магазинами.

Затем читали удивительную книгу монаха Свами Никхилананда, посвященную жизнеописанию Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха. Эту книгу мы будем часто упоминать в данных путевых заметках. Затем Аджид Вардан рассказал нам о Восьмичастной йоге — современном подходе, основанном на традиции. В ней следующие части:

  1. Яма — правила социальной жизни. Такие как не лгать, не воровать, не совершать насилие, чувствовать любовь и другие.
  2. Нияма — гигиенические правила. Омевения, очистка кишечника при помощи клизм, очистка дыхательных путей.
  3. Асаны — физические упражнения.
  4. Пранаяма — соединение внешней и внутренней среды за счёт дыхания.
  5. Протияхара — выход из рабства своих пяти чувств. Приёмы раджа-йоги подчиняют нам наши чувства. Приёмы пранаямы позволяют контролировать эмоции.
  6. Дхарна — определение объекта медитации, получение своей мантры. В ней главное звук, вибрация. Внутренний резонанс. Мантра сообщается в медитативном состоянии.
  7. Диан — войти внутрь себя. Погрузиться в глубинное медитативное сотояние.
  8. Самадхи — полное самопогружение. Состояние между жизнью и смертью.

Под большим впечатлением мы отправились спать.

Третий день, 16 января

Выехали из гостиницы в 5.30 утра. Город окутан туманом и дымкой от костров. По обочинам пустой дороги встречаются мужчины, несущие груз на голове. Покинули Калькутту и оказались в бесконечном числе пригородов, которые переходили друг в друга без какой-либо границы. Ещё больше грязи, убожества и нищеты. Люди худые, с явным белковым дефицитом.

Приехали в Белур Матх. Множество автобусов с детьми в школьной форме приезжают сюда на экскурсии. По центру нас сопровождает, рассказывает и отвечает на наши многочисленные вопросы монах по имени Суами Садатмананда. Светское имя — Нанда. К нему окружающие относятся с почтением, и нас пускают везде. Здесь университет и ряд храмов. Рамакришны — самый большой, а еще есть храмы Вивекананды и Шардон-деви. Храмы воздвигнуты на местах их кремации. На берегу Ганга специально организовано место для омовения. Эта традиционная лестница, спускающаяся в реку. Утром мы наблюдали лишь единичных индусов, совершающих омовение. Сегодня Рамакришна признаётся самым просветлённым человеком современной Индии. Его учение воспринимается как очень простое, тогда как его интерпретация представляется сложной. Главное здесь состоит в том, что нужно медитировать, сидеть и погружаться в медитацию. Монахи сидят в состоянии медитации сутками, особенно в полнолуние. И не обращают внимание на свои мысли, пусть себе текут. И чувства монахов трудно объяснить словами. Просто это чувства. Чудеса возникают при концентрации внимания на объекте медитации. Так, Вивекенанда пожаловался Рамакришне, что шум завода мешает его медитации. Тогда учитель посоветовал ему медитировать на шум исходящий от завода, а не сопротивляться ему. В каждом ребенке большой процент божественного, и мы можем медитировать на детей. У каждого человека может быть своя медитация. Ищите свою медитацию. Правильная медитация — когда мы достигаем радости и спокойствия. В посвященном ему храме легко обнаружить элементы индийской, христианской и мусульманской архитектуры. В индийской традиции человек может стать богом. Бог везде вокруг нас.

Затем к нам подошёл ещё один монах по имени Кирики Могарач. Что можно перевести как корона раджи. И желающие могли долго с ним общаться.

Между тем на берегу Ганга процедуру омовения проходило множество людей. За весь день среди огромного числа посетителей мы практически не видели европейцев. Это место паломничества индусов.

А мы погрузились в автобус и отправились в Калькутту для посещения храма богини Кали. По дороге делились впечатлениями. По мере нашего приближения к храму становилось всё больше нищих и убогих людей. На куполе храма восседал огромный чёрный ворон. Огромное скопление бедных людей, часто сильно истощённых. Очередь из желающих пасть в храм растянулась на полдня. Главный полицейский, вооружённый стеком, мужчина высокого роста, возвышался над собравшейся толпой. Именно он проводил нас через все кордоны в святилище храма. Пол очень грязный и скользкий. Внутри храма начинается массовая истерия. Люди поют, кричат, всем важно попасть в святилище и получить благословение. Окружающие люди, да и мы впали в состояние суженного сознания. Хлюпающая грязь на полу уже достигала щиколоток. Теперь нам предстояло снять обувь и идти дальше босиком. Женщины прямо в храме стремились разбить кокосы и съесть содержимое. Это имело особое сакральное значение. Полиция торопила их, требовала не задерживаться. И вот мы, пройдя процедуру благословения, вышли из храма. И оказались в окружении множества нищих, увечных, изуродованных людей. И даже тощие собаки были с огромными кровоточащими язвами на спинах.

Великая Кали, верховная богиня, обычно изображается в образе привлекательной женщины с шестью руками, попирающей ногой бога Шиву. Вот как пишет о ней монахСвами Никхилананда. «Кали — Божественная Мать. Она первичная Божественная Энергия, Шакти, и Она так же не может быть отличной от Верховного Брахмана, как не может способность гореть быть отличной от огня. Она выпускает мир и снова забирает его назад. Она плетет его, как паук плетет свою паутину. Она является Матерью Вселенной, идентичная с Брахманом веданты и с Атманом йоги. Как вечный Законодатель, Она создает и аннулирует законы. Именно по Ее повелению карма производит свои плоды. Она верховная Владычица этой космической игры, и все предметы, одушевленные и неодушевленные, танцуют по Ее воле. Даже те, кто реализовал Абсолют в нирвикальпа самадхи, находятся под Ее юрисдикцией, пока они еще живут на относительном плане».

«Храм Кали для индусов очень важное место, — сказал Аджид Вардан Синх, — и грязь и нечистоты здесь не имеют большого значения. Это мощное место для связи с богом, и каждый индус должен посетить его хотя бы один раз в жизни».

Вечером возвращались в гостиницу и очередной раз обратили внимание на то, как много влюблённых пар в городе. Они нежно и очень целомудренно общаются друг с другом.

В районе железнодорожного вокзала, как и утром, мы увидели огромный поток идущих людей. Утром город всасывает в себя потоки людей из пригородов. Они заполняют привокзальную площадь, улицы города. Вечером эта людская лавина движется в противоположном направлении, уставшая, истощённая. Они оставляют городу свою энергию, результаты своего труда. Город же даёт им совсем немного денег. На которые можно выжить в пригороде и не прожить в городе.

Вечером медитировали в специальном зале гостиницы. Занимались трансцендентальной медитацией. Эта простая методика позволяет концентрировать наше внимание. Медитация для транса как водный источник. Сверху много волнения, а глубже спокойствие и тишина. В ней мы используем мантру. Она представляет собой звуки, где имеет значение вибрация и не имеет значение смысл. И мантра является проводником, своеобразным транспортом в тишину. Длительность такой медитации 15-20 минут. Эффект от такой медитации длится от 6 до 12 часов и нужно делать её минимум два раза в день. До медитации важно не есть два часа.

Затем читали книгу Свами Никхилананда посвященную жизнеописанию Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха.

Четвёртый день, 17 января

В 7.30 утра выехали из гостиницы. Все участники экспедиции в хорошем состоянии, к Индии уже адаптировались. В течение трёх часов ехали на джипах. Доехали до дебаркадера. Там были пришвартованы большие речные катера. На одном из этих катеров нам и предстояло отправиться в Сундарбан. На катере есть палуба под навесом. В передней части палубы расположилась рубка. Ниже палубы машинное отделение и кухня.

На носу лодки есть пространство для сидения, и на корме тоже.

Нас на палубе лодки находилось всего 10 человек. Участники экспедиции, Аджид Вардан Синх, его брат и гид. Команда лодки состояла из 5 человек и нашего второго гида.

И началось медленное, медитативное движение по низовью священной реки Ганга. Впереди четырнадцать часов хода до Сундарбана. Мы обмениваемся впечатлениями. Делаем записи в дневниках. По берегам много деревень. Вот походим мимо деревни вдов. Там живут только женщины. Ранее у них были мужья. Они погибли, работая в джунглях. А повторно женщина замуж уже не выходит. Такая традиция.

Съели прекрасный обед из изумительно приготовленного риса с разными приправами, рыбы из Ганга и сухого французского шампанского из Москвы.

Вместе с тем, мы приближались к конечной точке нашего путешествия. И на последней стоянке обнаружили, что повар, который нас так вкусно кормил, рассорился с работодателями и сошёл на берег. Он кричал, ругался и предъявлял претензии. И тут же радостно стал улыбаться, прощаясь с нами. Мы в очередной раз убедились насколько у индусов представлено Детское состояние личности. С грустью прощались с ним. Впрочем, вскоре на обратном пути, он радостно вновь присоединился к нам.

Между тем мы прибыли в заповедник. Он открыт с 2005 года в дельте Ганга. Здесь 71 остров. Рядом океан, поэтому каждый вечер прилив, а каждое утро — отлив. Берега глинистые, пропитанные водой реки. Мы поднимались на смотровые площадки. Видели семьи антилоп. Медитировали лёжа на траве. Затем жизнеописание Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха. Вот некоторые сведения из этой книги. Шри Рамакришна, богочеловек современной Индии, был родом из Камарпукура. Эта деревня в округе Хугли на протяжении последних ста лет сохранила идиллическую простоту сельских уголков Бенгалии. Кхудирам Чаттопадхьяя и Чандра Дэви, родители Шри Рамакришны, поженились в 1799 году. В то время Кхудирам жил в своей родовой деревне, недалеко от Камарпукура. В 1835 году, в возрасте шестидесяти лет, он совершил паломничество в Гайя. Сюда с древних времен индусы приходили со всех уголков Индии, чтобы выплатить свои долги ушедшим предкам, предлагая им пищу и питье у священных стоп Господа Вишну. В этом святом месте Кхудираму приснился сон, в котором Господь Вишну обещал родиться его сыном. И Чандра Дэви, тоже перед входом в храм Шивы в Камарпукуре, имела видение, указывающее на рождение божественного ребенка. По возвращении муж обнаружил, что она беременна. Этот ребенок, известный впоследствии как Рамакришна, родился 18 февраля 1836 года. В память о сне в Гайя ему было дано имя Гададхар, «Несущий Жезл» — один из эпитетов Вишну. Гададхар вырос в здорового и неугомонного мальчика, полного уток и забавных проказ. Он был смышлен и не по годам развит, наделен изумительной памятью. Сидя на коленях отца, он выучил наизусть имена своих предков и гимны богам и богиням, а в школе его научили читать и писать. Но самым большим наслаждением для него было слушать чтение сказаний из индусской мифологии и эпосов. Их он мог потом пересказывать по памяти — к великому восторгу селян. Он любил рисовать, а искусству лепить изваяния богов и богинь он выучился у горшечников. Но арифметика вызывала в нем огромную неприязнь. В возрасте девяти лет Гададхар прошел посвящение и получил свой священный шнурок. Эта церемония даровала ему привилегии его браминского происхождения, включая право богослужения перед родовым Божеством — Рагхувиром, и возложила на него множество строгих ограничений жизни брамина. Во время этой церемонии посвящения он шокировал своих родных, приняв пищу, приготовленную его нянькой, женщиной из касты шудр.

В последующем он участвовал в представлении и вошёл в особое состояние сознания. Он не осознавал внешнего мира. Воздействие этой сцены на зрителей было огромным. Люди испытали такое же блаженство, как если бы перед ними предстал сам Шива. Представление пришлось прекратить, а мальчик оставался в этом состоянии до самого утра.

Внутренний голос юноши напоминал ему, что заветом его предков — заветом Рамы, Кришны, Будды, Шанкары, Рамануджи, Чайтаньи — было не мирское благополучие, но Познание Бога. И эти величественные мудрецы были истинными представителями индусского общества. Каждый из них восседал, так сказать, на гребне волны, которая накатывала после очередного опускания в буйном потоке жизни индийской нации. Все говорило о том, что стержнем жизни Индии является духовность. Эта истина была раскрыта Гададхару через то внутреннее видение, которое охватывало сразу и прошлое и будущее, не заграждаемое барьерами времени и пространства. Но он не знал об истории той глубокой перемены, которая произошла в его родной стране за предыдущую сотню лет. В течение восемнадцатого столетия индусское общество переживало период упадка. Это был закат мусульманского правления. Во всех сферах царила анархия и смятение. В религиозной жизни господствовали суеверие и предрассудки. Обряды и ритуалы считались сущностью духовности. Жадные жрецы стали охранниками у врат небесных. Истинная философия была вытеснена догматическими взглядами. Пандиты (мудрецы) находили удовольствие в пустых полемиках. В 1757 году английские торговцы положили начало британскому правлению в Индии. Управление стало постепенно упорядочиваться, а беззаконие — пресекаться. Индусов сильно впечатляли военное могущество и политическая прозорливость новых правителей. По пятам купцов пришли английские просветители, и общественные реформаторы, и христианские миссионеры, — все они несли культуру, совершенно чуждую индусскому уму. Повсюду организовывались просветительские учреждения и возводились христианские церкви. Индусской молодежи было предложено крепкое вино западной культуры конца восемнадцатого — начала девятнадцатого веков, и она выпила его до самого дна. Первым воздействием этого глотка на образованных индусов явилось полное изглаживание из их умов освещенных веками убеждений и традиций индусского общества. Они стали верить, что трансцендентальной Истины не существует. Бог и религия — иллюзии наивного ума. Истинное знание может быть получено только из анализа природы. Так атеизм и агностицизм стали модой дня. Молодежь Индии, получившая образование в английских школах, находила злорадное наслаждение в открытом нарушении обычаев и традиций своего общества. Они разделывались с кастовой системой и отменяли законы запрещающие ту или иную пищу. Социальная реформа, распространение светского образования, повторные браки вдов, отмена ранних браков, — они считали все это панацеей для ухудшившегося положения индийского общества. Христианские миссионеры придали последний толчок этому процессу трансформации. Они высмеивали как пережитки варварских времен изваяния и ритуалы индусской религии. Они пытались убедить Индию, что учения ее святых и провидцев были причиной ее падения, что ее Веды, Пураны и другие писания были полны суеверия. Христианство, возглашали они, дало белым расам высокое положение и могущество в этом мире и гарантию счастья в следующем, — поэтому христианство является лучшей из всех религий. Множество интеллигентных молодых индусов было обращено. Обыватель был сбит с толку. Большинство образованных индусов придерживались материалистических взглядов. Каждый, живущий недалеко от Калькутты или другой цитадели западной культуры, и даже те, кто пытался держаться старых традиций индусского общества, — стали зараженными новыми сомнениями и новыми убеждениями.

Большую часть жизни Рамакришна прожил в храме богини Кали в Дакшинерваре. Храмовый сад расположен возле самого Ганга, на восточном берегу. Всю северную и часть восточной стороны этого участка занимают посадки фруктовых деревьев, цветочные клумбы и два небольших пруда. Южная сторона вымощена кирпичом на известковом растворе. Посетитель, приплывающий на лодке по реке, поднимается по ступеням внушительного гхата, который ведет к чандни — крытой террасе, по обеим сторонам которой стоят в ряд вдоль берега по шесть храмов Шивы. К востоку от террасы и храмов Шивы находится обширный мощеный прямоугольный двор, протянувшийся с севера на юг. Посреди двора стоят два храма: больший, расположенный ближе к югу и обращенный фасадом на юг, посвящен Кали, а меньший, обращенный к Гангу — Радхаканте, то есть Кришне, супругу Радхи. Девять куполов со шпилями увенчивают храм Кали, а перед ним стоит просторный натмандир или музыкальный зал — терраса, поддерживаемая величественными колоннами. В северо-западном и юго-западном углах этого храмового комплекса находятся два нахабата или музыкальные башен, с которых разносится музыка в определенные часы, особенно на рассвете, на закате и в полдень, когда в храмах идут службы. Три стороны вымощенного двора — все, кроме западной — окружены рядом помещений, отведенных под кухни, кладовые, столовые, а также квартиры для персонала и гостей. Комната в северо-западном углу, как раз около последнего из храмов Шивы, представляет особый интерес для нас, — ибо здесь Шри Рамакришне суждено было провести большую часть своей жизни.

В двенадцати храмах Шивы установлены символы этого великого бога отречения в его различных аспектах, почитаемые ежедневно соответствующими обрядами. Шива не требует многочисленных предметов поклонения. Белых цветов, листьев дерева бел и небольшого количества воды из Ганга, предложенных с преданностью вполне достаточно, чтобы удовлетворить это милостивое Божество и получить от него дар освобождения.

Главный храм посвящен Кали, Божественной Матери, здесь почитаемой как Бхаватарини, Спасительница Вселенной. Пол этого храма также выложен мрамором. Базальтовая статуя Матери, облеченная в ярко расцвеченную парчу, стоит на белом мраморном изваянии простертого тела ее божественного супруга Шивы, символизирующего Абсолют.

Рожденный в ортодоксальной браминской семье Шри Рамакришна знал формальности богослужения, его обряды и ритуалы. Бесчисленные боги и богини индусской религии являются человеческими аспектами неописуемого и непостижимого духа, как он представляется ограниченному человеческому уму. До тех пор, пока человек опутан своими человеческими ограничениями, он может поклоняться Богу только через человеческие формы. Он вынужден пользоваться человеческими символами. Поэтому индуизм просит поклоняющихся смотреть на бога как на идеального отца, идеальную мать, идеального мужа, идеального сына или идеального друга. Но имя в конце концов приводит к Безымянному, форма — к Бесформен ному, слово — к Безмолвию, чувство — к ясному постижению Безмятежности в Абсолютном Существовании-Знании-Блаженстве. Боги постепенно сливаются в единого Бога. Но пока это осознание не достигнуто, поклоняющийся не в состоянии отделить человеческие факторы от своего поклонения. Поэтому Божество купают, одевают и украшают. Его кормят и укладывают спать. Его пытаются умилостивить гимнами, песнями и молитвами. И существуют соответствующие обряды, связанные со всеми этими действиями. Например, для сохранения своей внешней чистоты жрец омывает себя в святой воде и надевает священное одеяние. Он очищает ум и органы чувств соответствующими медитациями. Он защищает место поклонения от злых сил, вычерчивая вокруг себя круги огня и воды. Он активизирует различные духовные центры в теле и пробуждает Высочайший Дух в своем сердце. Затем он переносит этот Высочайший Дух в изваяние перед собой и преклоняется перед этим изваянием, считая его уже не глиной или камнем, но воплощением Духа, пульсирующего Жизнью и Сознанием. После богослужения Высочайший Дух отзывается из изваяния в его подлинное святилище — сердце жреца. Истинный поклоняющийся понимает абсурдность поклонения Трансцендентальной Реальности с помощью вещественных аксессуаров. Индусские жрецы знакомы со всеми мельчайшими подробностями этих ритуалов поклонения, но лишь немногие из них осознают их скрытое значение. Они совершают движения механически, подчиняясь букве писаний, и повторяют священные мантры как попугаи. Но Шри Рамакришне с самого начала был открыт внутренний смысл этих обрядов. Как только он садился перед изваянием, странная трансформация происходила с его умом. Совершая предписанные церемонии, он на самом деле обнаруживал себя окруженным стеной огня, защищающей его и место поклонения от недуховных вибраций, или он вдруг чувствовал поднятие мистической Кундалини через различные центры его тела. Отблеск на его лице, его глубокая погруженность и интенсивная атмосфера в храме поражали всякого, кто видел его во время богослужения.

Скоро, очень скоро он почувствовал, какую странную богиню он избрал для поклонения. Постепенно он оказался опутанным паутиной ее всепроникающего присутствия.

Она есть высочайший символ всех сил природы, синтез их антиномий, конечная Божественность в форме женщины. Она стала теперь для Шри Рамакришны единственной Реальностью, а мир стал какой-то бесплотной тенью. Служение в храме усилило жажду Шри Рамакришны к непосредственному видению Матери Вселенной.

Между тем Шри Рамакришна достиг возраста женитьбы. И для него была выбрана невеста — Сарадамани, девочка пяти лет, которая жила в соседней деревне Джайрамбати. Даже в этом возрасте она молилась Богу о том, чтобы он сделал ее природу такой же чистой и благоухающей, как белый цветок туберозы. Именно она была выбрана невестой для Шри Рамакришны. К женщинам он относился как к проявлениям Божественной Матери. Никогда, даже во сне, он не чувствовал импульсов похоти. А чтобы вырвать с корнем из своего ума идею о кастовом превосходстве, он вымел дом одного парии своими длинными и запущенными волосами. Когда он сидел в медитации, птицы могли садиться на его голову и искать клювом в его волосах какие-нибудь крошки. Змеи проползали по его телу, — но ни он их не осознавал, ни они его. Сон полностью оставил его. День и ночь видения сменялись перед ним.

В это время в Дакшинешваре появилась браминка, которая должна была сыграть важную роль в духовном раскрытии Шри Рамакришны. Она выслушала его внимательно и сказала: «Сын мой, всякий в этом мире сумасшедший. Некоторые помешаны на деньгах, иные — на земных благах, некоторые — на имени и славе, а ты помешан на Боге». Она уверяла его, что он проходит через почти никому не знакомый духовный опыт, называемый в писаниях махабхавой, наивысшей степенью божественной любви. Были приглашены два самых известных в то время пандита (мудреца): Вайшнавчаран, лидер вайшнавов, и Гаури. Первым появился Вайшнавчаран с представительной компанией ученых и поклонников. Брахмани, как гордая мать, объявила перед ним свою точку зрения и подкрепила ее цитатами из писаний. Пока пандиты обсуждали этот серьезный теологический вопрос, Шри Рамакришна, совершенно равнодушный ко всему происходящему, сидел среди них как ребенок, погруженный в свои собственные мысли, иногда улыбаясь, иногда жуя кусочки пряностей из своего мешочка. Вскоре Вайшнавчаран встал и объявил, что Шри Рамакришна, без всякого сомнения, демонстрирует проявления Бога в человеке. Когда через несколько дней приехал Пандит Гаури, было проведено еще одно собрание, на котором он сказал: «Я совершенно убежден, что ты — тот источник духовной силы — только малая частичка которой спускается на землю время от времени в форме Воплощения".

Шри Рамакришна учитывал законы Тантры. Последняя принимает во внимание природную слабость человеческих существ, их низкие инстинктивные потребности, и их любовь к конкретному. Она сочетает философию с ритуалами, медитацию с церемониями, отречение с наслаждением. Скрытой целью является постепенно привести ученика к медитации на своей идентичности с этой Реальностью. Обычный человек желает наслаждаться материальными объектами этого мира. Тантра предлагает ему наслаждаться ими, но в то же самое время и раскрывать в них присутствие Бога. Дисциплины тантры имеют градации по степени сложности — чтобы удовлетворить учеников всех уровней. Упражнения предлагаются для людей с «животными», «героическими» и «божественными» взглядами. Некоторые обряды требуют присутствия представителей противоположного пола. Здесь ученик учится смотреть на женщину как на воплощение Богини Кали, Матери Вселенной. Самим основанием тантры является Материнство Бога и прославление женщины. Каждая часть женского тела считается олицетворением Божества. Но эти ритуалы чрезвычайно опасны. Помощь опытного гуру абсолютно необходима. Неосторожный ученик может потерять точку опоры и упасть в яму разврата. После выполнения нескольких предварительных ритуалов Шри Рамаккришной овладевал странный божественный жар и он погружался в самадхи (глубинное погружение где человек находится между жизнью и смертью), где его ум пребывал в экзальтации. В этом видении он увидел женщину исключительной красоты, готовую стать матерью, вышедшую из Ганга и медленно приблизившуюся к Панчавати. Она произвела ребенка на свет и начала нежно баюкать его. Через мгновение она приобрела свирепую внешность, схватила ребенка своими ужасными челюстями и растерзала его. Проглотив его, она снова исчезла в водах Ганга…

Вайшнавизм чтобы развить любовь человека к Богу, очеловечивает Бога. Бог должен рассматриваться поклонником как Родитель, Хозяин, Друг, Ребенок, Муж или Возлюбленный; переход к каждому последующему отношению в приведенном порядке характеризуется усилением любви. . Практикуя дисциплину мадхур бхавы, поклонник-мужчина часто смотрит на себя как на женщину, — для того, чтобы развить самую интенсивную форму любви к Шри Кришне — единственному пуруше, или мужчине, во вселенной. Это принятие отношения противоположного пола имеет глубокую психологическую значимость. Общепризнанным фактом является то, что когда какая-либо идея может быть взлелеяна до такой высокой степени, что любая другая идея, чуждая ей, изгоняется из ума. Эта особенность ума может быть использована для подчинения низших желаний и развития духовной природы. Идеей, лежащей в основе всех желаний и страстей в мужчине, является убежденность в своей неотделимости от мужского тела. Если он сможет полностью предохранить себя мыслью, что он женщина, он сможет избавиться от желаний, свойственных его телу мужчины. Кроме того, мысль, что он женщина, может в свою очередь проложить путь другой более высокой мысли, а именно — что он не мужчина и не женщина, но Безличный Дух. Только Безличный Дух может наслаждаться реальным общением с Безличным Богом. Отсюда наивысшая реализация подступает вплотную к трансцендентальному опыту ведантиста. При поклонении Рамлале (статуэтке) как Божественному Ребенку, сердце Шри Рамакришны стало наполненным материнской нежностью, и он начал считать себя женщиной. Его речь и движения изменились. Он начал свободно общаться с женщинами, которые теперь смотрели на него как на существо одинакового с ними пола. В течение всего этого времени он поклонялся Божественной Матери в роли Ее подруги и служанки.

Ещё один учитель — Тотапури — пришел в храмовый сад и сразу увидел, что Шри Рамакришна был подготовлен стать учеником веданты и предложил посвятить его в ее тайны. В назначенный день, в ранний утренний час был разведен огонь. Тотапури и Шри Рамакришна сели перед ним. Отблески пламени играли на их лицах. «Рамакришна был маленьким черноволосым человеком, с небольшой бородой и сияющими глазами, удлиненными, темными, слегка косыми, которые никогда не бывают совсем открыты, но от этого еще лучше видят, вовне и внутри, с белыми зубами, полуоткрытым ртом и чарующей улыбкой, приветливой и лукавой. Среднего роста, очень худощавый и удивительно хрупкий, с темпераментом в высшей степени нервозным, сверхчувствительным к малейшему дуновению радости или боли, душевной и физической, — живое отражение всего, что проходит перед зеркалом его двойного, внутреннего и внешнего взора». Другой, сидящий напротив, возвышался как скала. Он был очень высок и крепок — твердый и несгибаемый дуб. Его тело и ум были из железа. Он был сильным вожаком мужчин. В горящем перед ним пламени Шри Рамакришна исполнил ритуалы разрушения своей привязанности к родственникам, друзьям, телу, уму, органам чувств, эго и миру. Прыгающее пламя проглотило все это, делая посвященного свободным и чистым. Огню были преданы и священный шнурок с прядью волос, завершая его разрыв с кастой, полом и обществом. Последним он раз и навсегда сжег свое желание наслаждения, со всем самым святым, свидетелем которому он был. Он произнес священные мантры, давая заверения в непричинении вреда всем существам, которые были только проявлениями его собственного Я. Обряды завершились, ученик получил от гуру набедренную повязку и одеяние цвета охры — эмблемы его новой жизни. Учитель и ученик направились к хижине для медитаций, стоящей неподалеку. Тотапури начал передавать Шри Рамакришне великие истины веданты. «Брахман, — говорил он, — является единственной Реальностью, всегда чистый, всегда озаренный, всегда свободный, вне ограничений времени, пространства и причинности. Хотя по видимости разделенный именами и формами посредством непостижимой силы майи — этой чародейки, делающей невозможное возможным, Брахман на самом деле Един и неделим. Когда искатель погружается в блаженство самадхи, он не воспринимает время и пространство или имя и форму — порождения майи. Все, что находится во владениях майи — нереально. Оставь это. Разрушь тюрьму имени и формы и выпрыгни из нее подобно стремительному льву. Нырни глубоко в поисках Я и постигни Его через самадхи. Ты увидишь, что мир имен и форм исчезает в пустоте, а ничтожное эго растворяется в Сознании Брахмана. Ты постигнешь свою тождественность с Брахманом, Абсолютным Существованием-Знанием-Блаженством». Тотапури велел ученику отвлечь свой ум от всех объектов относительного мира, включая богов и богинь, и сосредоточиться на Абсолюте. Но эта задача не была легкой даже для Шри Рамакришны. Он был не в состоянии отвлечь свой ум от Кали, Божественной Матери Вселенной. «После посвящения, — рассказывал однажды Шри Рамакришна, описывая этот случай, — Нангта начал учить меня различным положениям адвайта веданты и велел мне полностью от влечь ум от всех предметов и нырнуть глубоко в Атмана. Но несмотря на все мои усилия, я не мог полностью перечеркнуть царство имени и формы и привести свой ум к необусловленному состоянию. Мне было не трудно отвлечь ум от всех мирских объектов. Но лучезарная и такая близкая фигура Блаженной Матери, Воплощения сущности Чистого Сознания, вставала передо мной живой реальностью. Ее чарующая улыбка не давала мне пройти в Великую Потусторонность. Снова и снова я делал попытки, но всякий раз Она вставала на моем пути. В отчаянии я сказал Нангте: »Это безнадежно. Я не могу поднять свой ум к необусловленному состоянию и встать лицом к лицу с Атманом". Он заволновался и резко сказал: «Что? Ты не можешь? Но ты должен». Он бросил взгляд вокруг. Найдя кусок стекла, он схватил его и вонзил его мне между бровей. «Сосредотачивай ум на этой точке!» — загремел он. Тогда с суровой решимостью я снова сел медитировать. Как только грациозная форма Божественной Матери появилась передо мной, я использовал свою различающую способность как саблю и разрубил Ее пополам. Последний барьер упал. Мой дух тут же поднялся выше относи тельного плана, и я погрузился в самадхи". Шри Рамакришна три дня оставался полностью поглощенным в самадхи. «Правда ли это?» — воскликнул Тотапури в изумлении. «Возможно ли, что он за один день достиг того, что у меня потребовало сорока лет напряженной практики? Великий Боже! Это по истине чудо!» Наконец, с помощью Тотапури, ум Шри Рамакришны спустился на относительный план. Божественная Мать попросила Шри Рамакришну не утрачивать себя в бескачественном Абсолюте, но оставаться в бхавамукхе, на пороге относительного сознания, границе между Абсолютным и Относительным. Он должен был удерживать себя в «шестом центре» тантры, из которого он мог видеть не только великолепие седьмого, но также и божественные проявления Кундалини в центрах, расположенных ниже. Он немного колебался назад и вперед от разделяющей линии. Экстатическая преданность Божественной Матери чередовалась с безмятежной погруженностью в Океан Абсолютного Единства. Он, таким образом, перекинул мост через пропасть между Личным и Безличным, имманентным и трансцендентным аспектами реальности. Это единственный в своем роде опыт в известной нам мировой духовной истории.

Новые контакты с образованными и прогрессивными бенгальцами открыли Шри Рамакришне глаза на новую для него область мысли. Выросший в простой деревне, без какого-либо официального образования, и обученный законам религиозной жизни ортодоксальными подвижниками Индии, он не имел возможности изучить влияние новейших течений на умы и поступки индусов. Он был не в состоянии как следует оценить результат воздействия западного просвещения на индийскую культуру. Он был индусом до мозга костей, самоотречение было для него единственным средством постижения Бога. Теперь он узнал, что новое поколение Индии пошло на компромисс между Богом и миром. Образованная молодежь находилась более под влиянием западных философов, нежели под влиянием их собственных пророков. Но Шри Рамакришна не пришел в уныние, ибо он видел в этом также длань Божью. И хотя он излагал брахмосам все свои представления о Боге и о строгих религиозных дисциплинах, тем не менее, он просил их принимать из его поучений только то, что отвечало их вкусам и темпераментам. Таковы некоторые знания, почерпнутые нами из книги монаха Свами Никхилананда. И очень важно, что главный святой новейшего времени пришёл из глубинных пластов индийского народа и дал новое возрождение великой духовности Индии.

Пятый день, 18 января

Очень простая гостиница. Скорее, общежитие с узкими металлическими кроватями и совершенно не греющими одеялами. Ночью холодно. Очень долго ждали ужина. И все эти неудобства компенсировались голосами джунглей. Самые разные крики птиц и зверей, рычание тигров. Это производило большое впечатление.

Утром мы поднялись для медитации в пять часов утра. Джунгли были в тумане. Было холодно. Замерзли все — и люди, и обезьяны, и крокодилы, и птицы. И вот взошло солнце, и вместе с ним защебетали птицы, задвигались обезьяны, зашевелились люди. Туман быстро поднялся и началась утренняя жизнь.

Мы стали собираться в обратный путь. На двух отставших участниц экспедиции на открытой веранде гостиницы напала стая обезьян. Они мастерски разрезали ногтями пакеты с фруктами. Женщины и подоспевший брат Аджида Вардана Сингха отбивались от обезьян. Обошлось без травм, только фрукты спасти не удалось.

Наше судно ждало нас на пристани. Индусы всё ещё мёрзли, а нам уже было жарко.

Отплыли и оказались в центре большого разлива реки, где пять рукавов сливаются вместе и Ганг впадает в океан. Это прекрасное место очень напоминает средне течение Енисея в разгар лета, в июле, где-нибудь в районе деревни Курейки или острова Долгий. И только когда посмотришь на календарь, возвращаешься в реальность.

Наше судно вновь подошло к берегу, и мы продолжили экскурсию по заповеднику. Весь берег обтянут сеткой. Мы ходим по проходам, обтянутым сеткой, к смотровым площадкам. В заповеднике активно нагнетается страх перед тиграми. Везде указатели куда нельзя ходить. В музее показывают фильм, как тигры съедают людей и т.д.

Затем мы ходили на нашем судне по рукавам Ганга, наблюдали за жизнью крокодилов, видели следы тигров. И отправились в обратный путь. Медленное движение против течения реки было очень комфортным. В этом районе нет дорог, и только река связывает населённые пункты. На судах, подобных нашему, перевозят сено для скота. Везут всякую утварь. И особенно часто перевозят людей. Множество весёлых и беззаботных людей помещается на таком судне.

Мы обменивались впечатлениями, делали дневниковые записи.

И вот мы подошли к причалу и пересели на джипы. После неспешной, размеренной, спокойной и вовсе нешумной жизни реки индийские дороги производят особенно сильное впечатление. Походят они через населённые пункты и деревни, часто не прерываясь, сменяют друг друга. Вся жизнь деревни проходит на дороге. Здесь сушат урожай перед молотьбой. Здесь играют дети, ищут свою пищу животные и птицы. Здесь встречаются и общаются соседи. Здесь собаки, щенки. Священные коровы перегораживают всё движение. И это не главное. По дороге ещё движется транспорт. Большегрузные, доверху набитые грузовики мчатся к своей цели. Они обычно расписаны, часто росписи носят устрашающий характер. Водители грузовиков — поклонники бога Шивы. Как он, они курят и пьют вино. Больше других машин привлекают внимание автобусы. Они мчатся, постоянно сигналя. Из дверей свисают гроздья людей. Их борта сплошь покрыты вмятинами и царапинами от столкновений.

Проехав на джипах три часа мы вернулись в нашу гостиницу. Ужинали, поздравляли друг друга с праздником крещения. Затем читали жизнеописание Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха.

Узнали, что индуизм — это религия и целая наука о жизни. Так, последний приём пищи рекомендуется до захода солнца и спать можно ложиться только через три часа после последнего приёма пищи.

В индуизме очень много ритуалов. Их выполнение оставляет мало времени на личную и деловую жизнь. Так дедушка зятя Аджида Вардана Синха, проживающий в Варанаси, каждый день в 4 утра уходит из дома на Ганг и возвращается в 8 вечера. Он весь день посвящает ритуалам и, по возвращении домой сетует, что не удалось проделать все необходимые ритуалы. С моей точки зрения в Индии произошла путаница между духовным (религиозным) идеалом человеческой жизни и светским. Люди, живущие обычной светской жизнью стремятся к ритуалам, самоограничениям и просветлениям, доступным лицам, профессионально полностью посвятившим себя духовному (религиозному) пути. Наше постоянное стремление к комфорту ограничивает нашу свободу Конечно, религиозные экстатические переживания по силе, длительности и спектру ощущений значительно превосходит переживания доступные светским людям, например сексуальный экстаз.

Я думал о том, как мы постоянно стремимся избавиться от любого дискомфорта. Часто сами наши желания вызывают чувство дискомфорта, и мы стремимся избавиться от них. Или даже предчувствуя желания, мы стремимся избавиться от них, в связи с тем, что ощущение дискомфорта приходит вместе с самими желанием. Удовлетворив конкретное желание, мы получаем удовлетворение и сиюминутное, короткое переживание комфорта. Когда мы видим всю нашу жизнь, в её большой части или целиком, мы получаем удовольствие и радость, не от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, а от выполнения своей миссии…. Физиологическое удовлетворение становится духовным. И это — целостный подход.

Шестой день, 19 января

Ночь прошла под аккомпанемент шума дороги под гостиницей. Утром медитировали в специальном зале. Позавтракали и, погрузившись в автобус, отправились на Бенгальский залив. В городе много реклам с детьми. Коммунисты везде проводят свои митинги. Много повозок с громкоговорителями. С шоссе съехали на просёлок и остановились на сельском базарчике, где не бывает посторонних людей. Помидоры там стоили 5 рупий, бананы 3 рупии 2 штуки. Через десять минут для нас уже были специальные двойные цены. Рынок есть рынок. Однако и здесь, в самой глубинке, Индии чувствуется падение курса доллара США. Ведь бананы ещё совсем недавно были по 1 рупии за штуку. На рекламных щитах везде коммунистические символы: серп и молот и бенгальский тигр.

Подъехали к нашей гостинице «Нестъ». Прекрасная гостиница, комфортные номера, рестораны, бары, бильярд, ухоженная территория вокруг. Белое здание гостиницы возвышается над окружающими постройками. Недалеко от гостиницы законсервированное строительство большого рынка. Как оказалось, гостиница и строилась для этого, несостоявшегося рынка. Совсем рядом большой рыбзавод и плантации морского жемчуга.

Местные жители западные бенгалы отличаются невысоким ростом, поджарым телосложением, тёмным цветом кожи. Почти нет лысых и седых мужчин, как и седых женщин. Как везде в Индии много детей.

Пляж совсем недалеко. И всё же туда нас возили на джипах. У гостиница своя благоустроенная территория на пляже. Очень мелкий жёлтый песок. Большие приливы и отливы и очень пологий берег.

В посёлке и на пляже довольно много собак. Они худые, лают только по ночам. А днём много спят, расположившись прямо на дороге или на пляже.

Во время вечерней медитации на пляже ко мне пришло осознание того, что для достижения состояния блаженства во время медитации нужно располагать достатком свободного времени, освободить психологическое пространство от мыслей о насущных делах. А когда у меня проблемы, тогда не удаётся достичь этого состояния.

Вечером ужинали в ресторане гостиницы. Гостиница была заполнена служащими банка из Кальтутты, которые приехали на праздник. В ресторане кроме нас никого не было.

Ели лобстеров, рыбу, зажаренную на углях, морские деликатесы. Всё это было отменного качества. Ведь рыбный базар, куда приходили суда с рыбой, всего в 300 метрах от гостиницы. После ужина, в сопровождении главного менеджера гостиницы отправились на праздник зимнего солнцестояния — Макар Санкранти. Сама же гостиница — один из основных спонсоров праздника. Он продолжался четвёртые и последние сутки. Для праздника был выстроен целый городок с эстрадами, торговыми рядами и, главное, храмом. Храм мастерски выстроен из бамбука и посвящён богам: Вишну, Ганги, Кали, Шиве еще другим, младшим богам. У них и скульптуры были поменьше. В этот временный храм хотелось возвращаться и оставаться в нём долго. На специальной площади с эстрадой шёл постоянный митинг. Его устроили коммунисты. Было очень громко и шумно. Коммунистической символики не было совсем, зато присутствовала символика многих индуистских божеств. На эстраде под большим брезентовым навесом постоянно шёл эстрадный концерт. Сменявшие друг друга очень популярные артисты пели на бенгальском языке и хинди незнакомые нам песни. Их радостно встречала аудитория из полутора тысяч человек.

Затем мы ходили по ярмарке и чувствовали себя одной из достопримечательностей праздника. Люди рассматривали нас с большим интересом, показывали на нас пальцем и даже пытались потрогать.

И в течение всего вечера и всей ночи на праздник прибывали люди, кто пешком, кто на велосипеде, кто на рикшах, кто на мотоцикле, кто на тракторе с прицепом. И все они создавали невообразимый шум в ночной тишине.

20 января, седьмой день. В 5.30 утра отправились на пляж для медитации. С океана дул сильный ветер. Штормило. Нашли уютное место для медитации. Занимались растяжкой, дыханием, медитировали на восход солнца. Вернулись в гостиницу на завтрак. Для нас готовят только из натуральных и очень свежих продуктов. И у многих это навевает воспоминания детства.

Два часа обсуждали медитации. Затем отправились на пляж. Обнаружили, что праздничный городок сворачивается, храм разбирают рабочие. Статуи божеств стоят на полянке. В это время вода очень отступила, обнажив ровное дно. Волнение улеглось. Купались, качались на волнах. Перед уходом, я стоял возле единственной кабинки для переодевания и решил пропустить вперёд женщину, которая купалась прямо в сари. Она таинственно улыбнулась и скрылась в кабинке. И только через 45 минут вышла, переодевшись в сухое. Я окончательно убедился в том, что время у местных людей течёт совсем по-другому.

Вечером медитировали на океан, сидя на пляже к нему лицом и напитываясь его энергией. Затем читали жизнеописание Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха.

Когда стемнело, началась кульминационная церемония праздника — принесение пожертвований священной реке Ганг. С этой целью от места проведения праздника к месту впадения Ганга в океан медленно двигалась специальная процессия. Центром этой процессии явился большой украшенный самосвал, на который были погружены все статуи богов из временного храма. На самосвале были установлены дополнительные мощные фары, стояли звукоусилители, из которых непрерывно исторгались современные пенджабские эстрадные песни вперемежку с исполнением традиционных мантр. За самосвалом шло множество мужчин. Перед самосвалом, в ярком свете фар танцевали молодые мужчины. Их волосы были покрашены в яркие цвета. Они находились в состоянии опьянения. Возможно они использовали алкоголь, а может быть напиток Шивы — опий, заваренный в молоке. Только их сознание было явно сужено.

А перед всей процессией, ярко освященный светом фар, гордо двигался наш открытый джип. Участницы нашей экспедиции были единственными женщинами, включенными в процессию. Танцующие молодые люди пытались дотянуться до них руками. Охранники не давали им сделать это. А по обочинам дороги движения процессии стояло множество людей, по большей части женщин, из окрестных деревенек. Мужчины участвовали в процессии.

Мы прибыли к месту назначения. Там уже собралась большая толпа. Музыка и пение мантр стали ещё громче. И под громкие крики собравшихся статуи божеств стали приносить в жертву священной реке Ганг. Молодые люди, сгибаясь под тяжестью глиняных изваяний, заносили их в воду и бросали, произнося молитвы.

Дальше праздник продолжился, а мы, по настоянию сопровождающих нас лиц, отправились в гостиницу. И этот день завершился.

Восьмой день, 21 января

В 5.45 утра начали нашу медитацию на лужайке перед отелем. Было тихое предрассветное утро, и вдруг появилось множество мелких комаров, и даже мошка. Встретили расцвет в состоянии медитации, пытаясь присоединиться к комарам. Ведь важно ко всему, что мешает медитации, присоединяться.

Затем провели семинар по обсуждению изученных нами медитативных практик Индии.

После этого отправились на пляж. Океан был спокойным и приветливым. И в этом покое особенно чувствовалась его мощь и доброта. Берег Бенгальского залива — лучшее место для медитации в движении по кромке воды. Эту медитацию, посвящённую профессору А.Л. Каткову, я практиковал уже в пяти местах Индии. Это было лучшим местом. Вечером медитировали на пляже на закат. Думаю, что очень важно всегда знать время восхода и заката и медитировать в это время. И необязательно видеть солнце. Затем читали удивительную жизнеописание Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха.

Обобщающий семинар по медитациям в наших экспедициях:

Медитация — внутреннее сосредоточение, погружение

И у каждой школы — свои особенности.

У Шри Шри Равви Шанкара четыре ступени обучения и на каждой ступни углубление медитативных практик. Медитации связаны с дыханием. нет свободы, везде стандарты

Саи Баба — дарышан, встреча с Аватором.

В медитации мантра «со -гам» со — вдох; гам-выдох может иметь несколько интерпретаций. Бог с нами; Папа с нами; Мама с нами; Со-нам; Сон-ом.

Всемирный университет Брама-Кумарис практикует медитации в традициях Раджа-йоги. Добиваются контроля над чувствами. Медитативный процесс идёт медленно. Звучит приятная музыка. Глаза остаются открытыми. Смотрят на портрет Джагори (бога, отца) и изображение жёлто-красного цвета яйцеобразной формы с исходящими лучами. На медитацию можно приходить в любое время. Есть и две обязательные — рано утром и поздно вечером. Участников бывает до тысячи человек. Всемирный университет находится на горе Монтабу на Северо-Востоке. Брама — бог. Кумари — это женщина, которая не вышла замуж. Много гуру-женщин. Они считают, что наше тело дано нам богом, и мы должны служить богу. В университете всё бесплатно и можно делать пожертвования.

Ауровиль — город будущего. Сидят в креслах. Очень приятная музыка. Медитируют на портреты Шри Ауробиндо и матери. Процедура длится около получаса.

Медитация Ошо. Наши пять чувств должны быть удовлетворены. Важно насыщение и пресыщение. Двигательные медитации под музыку на каждый шаг жизни. Медитации танца, смеха, плача, стона и другие, и каждая по 15 минут. Технологии построены на дыхании. Чем выраженнее расстройства, тем больше выполнение дыхательных упражнений, до полной усталости. Главное — выразить свои чувства.

Мохарши Романи — сидит недели и месяцы, читает мантры и ведическую литературу.

Трансцендентальная медитация — простые упражнения, произнесение мантр. Важно, чтобы наши мысли остались в прошлом.

Шри Рамакришна — у каждого свой путь. Его медитация ведёт к экстатическим видениям. Он показывает, как это делать и как добиться. Главное — настрой и ожидание.

На этом семинаре мы осознали как много увидели, с многим познакомились.

Девятый день, 22 января

Утро началось с занятия йогой и медитацией.

Наша гостиница — своеобразный центр всего района. Кроме неё рыболовецкое предприятия, плантации по выращиванию морского жемчуга и множество деревенек, ведущих традиционный, патриархальный образ жизни. Трёхэтажное, слепящее белое здание гостиницы, с лужайками, прекрасным садом, круглосуточной охраной. Всё в огнях и иллюминации ночами, гремящее музыкой, очень сильно выделяется на фоне лачуг. И очень необычные люди приезжают в гостиницу на очень необычных автомобилях. И оставляют на пляже после себя очень необычный мусор. Местные жители часто издалека наблюдают за гостиницей. Подолгу сидят и с любопытством смотрят мечтательным взором. Наверное, они мечтают о том, чтобы хотя бы разок, хорошо одевшись, приехать в это чудесное место, поселиться в комфортном номере, включить кондиционер, принять ванну, поужинать в ресторане, посидеть в баре. А те, кто живут в гостинице, мечтают совсем о другом.

На небольшом баркасе мы шли через пролив для посещения храма Кали. В проливе стояло на якоре более 100 рыболовецких шхун. Команду судов составляют только мужчины, и всю работу на судах выполняют мужчины. И на рыбозаводе мы видели только мужчин. Это большое предприятие, там пять тысяч работающих. Они обрабатывают рыбу, делают консервы. И храм, к которому мы направлялись, теперь уже пешком по дороге — в основном для работающих на заводе. Этот небольшой, достаточно новый храм посвящён Кали. Ранее на этом месте располагался храм Рамакришны и Кали. Омовение здесь осуществляют в озере, уровень воды в котором никогда не меняется.

Затем ездили в соседний город на рынок. На большом рынке, более чем в сотне магазинчиков продают жемчуг. Такого разнообразия природного жемчуга никто из нас никогда не видел.

Затем Аджид Вардан Синх повёл семинар по учению о реинкарнациях и иных воплощениях. Оказалось, учение о карме разделяют основные религии Индии. Индуисты, буддисты, кришнаиты, сикхи верят в карму. Читать карму способен лишь бог. Страх смерти лежит в основе многих, если не всех страхов.

В эти дни у нескольких участников экспедиции расстроился кишечник. Наверное, мы расслабились и перестали соблюдать гигиенические рекомендации. Важно отметить, что заболевание дизентерией имеет определённое, существенное значение в описании жизненного пути духовных персон Индии. Эта болезнь либо просветляет дух, либо приземляет его.

Вечером слушали медитативную музыку. Обсуждали различные возможности релаксации. Делились впечатлениями дня. Грустили о том, что следующий день будет последним нашим днём на Бенгальском заливе. Затем читали жизнеописание Шри Рамакришны, слушали комментарии Аджида Вардана Синха.

Десятый день, 23 января

Утро начали с хатха — йоги, затем медитировали на рассвет. Завтракали. Ели больше чем обычно, прощались с едой, напоминающей детство. Участники экспедиции уже понемногу в психологическом пространстве, начали возвращаться к жизни дома, на Родине. Психологическое пространство каждого постепенно наполнялось проблемами и тревогами обыденной жизни дома. Вновь появились привычные стереотипы поведения и реакции.

На пляже был небольшой ветерок. Купались только участники экспедиции, а местные жители мёрзли и кутались в одежду. Мы провели на пляже много времени. Разговаривали, купались, медитировали, ходили по пляжному базарчику.

В эту поездку я ещё раз убедился, что индийской философией и традиционными практиками лучше всего начинать заниматься здесь в Индии. И после того как мы осознали, прочувствовали и усвоили многое, можно будет продолжить на Родине.

Слушали арии из оперы Бизе «Искатели жемчуга». Действие происходит здесь на Бенгальском заливе, в исконной Индии. Сегодня индусы говорят, что нет больше каст. Действительно, раньше врачами и педагогами могли быть только брахманы. И в в общественном устройстве страны касты официально не играют никакой роли. А вот в психологическом пространстве каждого жителя страны они сохранились. И во многом определяют как личную, так и общественную жизнь человека.

Жители Индии отличаются друг от друга внешностью, вероисповеданием, даже расовой принадлежностью. Значительно больше чем европейцы. И что-то удерживает этих людей вместе. Аджид Вардан уверил нас — всех объединяет чувство любви. Впрочем, это не совсем так. Ведь в ХХ веке от Индии отделились и Пакистан, и Бутан, и Бангладеш.

Вечером у нас был торжественный ужин. Мы празднично оделись и собрались вокруг стола на лужайке отеля. Мы получили сертификаты участия в экспедиции. Говорили торжественные тосты. Затем перешли в помещение ресторана. Где, как это часто случалось, мы были одно. Ели полюбившиеся нам морепродукты. Каждого участника экспедиции обслуживали три официанта и никто как в первые дни не просил: «Пусть официанты уйдут, я буду кушать». К хорошему привыкаешь быстро. И к нам все уже привыкли в этом прекрасном и малонаселённом отеле.

Одиннадцатый день, 24 января

В 5.30 утра, простившись с гостиницей, мы удобно разместились в специальном автобусе и отправились в обратный путь. В начале ехали по узкому асфальту, где для того, чтобы разъехаться, встречные машины должны прижиматься к обочине и часто даже останавливаться. Затем выехали на строящуюся многополосную автотрассу. Проезжаем через населённые пункты, где множество женщин сушат прямо на дороге кизяк для топки печей. Обращает на себя внимание, что каждый служащий в Индии может нанять себе помощника, который выполняет всю или часть его работы. Так продавец нанимает себе помощника, который выполняет всю его работу, а он только контролирует. Регулировщик уличного движения нанимает помощника, который регулирует движение, а регулировщик пьёт чай под зонтиком и т.д. На уличной рекламе мелькают только молодые женские лица, а вот лица мужчин и молодые и зрелые в равных пропорциях. Мы обменивались впечатлениями, дискутировали.

Въехали в Калькутту. Теперь на обратном пути она воспринимается нами как очень современный и очень красивый город. Здесь есть даже платные общественные туалеты и для мужчин, и для женщин. На улицах изредка встречаются люди с европейской внешностью. Причём это не туристы, а проживающие здесь люди. Туристы, конечно, тоже встречаются. Только их совсем немного. Жизнь города протекает на улице. Люди продают и покупают, играют в разнообразные игры, пьют чай-массала и кофе-массала, брадобрей бреет клиентов, интеллигентного вида мужчина занят перепечатыванием документа на механической печатной машинке.

Посетили большой торговый центр в современном квартале. Очень похож на такие же магазины в странах Европы, только набор товаров иной и цены ниже. Продавцы очень любят покупателей с европейской внешностью и обслуживают нас особенно приветливо. В общем же в Калькутте у людей выражение лица и особенно взгляд менее открыт и приветлив, чем в других регионах Индии. У многих людей на лицах привычная маска закрытости городского жителя. Эту маску мы сначала одеваем и снимаем. Постепенно она прирастает к нам, и мы действительно становимся закрытыми людьми.

Все желающие участники экспедиции получили консультации и процедуры в центре Шри Шри Равви Шанкара в Калькутте. Напомним, что Шри — это бог; Равви-солнце; Шанкар — Шива. На этом завершилась наша профессиональная программа, и мы отправились в аэропорт

В пригороде много кварталов современных домов. Одни уже построены, другие строятся. Хорошие дороги.

Большой калькуттский аэропорт встретил нас прохладой, чистотой, порядком. Индийское стремление к ритуалам и избыток рабочей силы чувствуется в аэропорту. Один сотрудник даёт вам бирку на ручную кладь, через несколько метров следующий сотрудник ставит на бирку печать, ещё через несколько метров третий сотрудник тщательно проверяет наличие бирки и печати. Мы организованно и без длинных очередей взошли на борт большого «Боинга». В полностью заполненном салоне самолёта только мы отличались европейской внешностью. Точно расписанию прилетели в Дели. По территории аэропорта переехали в международный терминал. Вокруг этого терминала идёт большое строительство. Строят и станцию делийского метро, и новые здания терминала. Да и сам действующий терминал значительно перестроен после нашего предыдущего пребывания.

Двенадцатый день, 25 января

Наша экспедиция идёт к своему завершению, и все её участники чувствуют и осознают мощное переключение и наполнение энергией, высокую активность и работоспособность.

Быстро прошли формальности и долго ждали наш самолёт. Попрощались с Аджидом Варданом Синхом. В экспедиции он стремится сделать всё максимально хорошо. От забот его настроение падает, и он практически погружается в депрессию. А от хорошего выполнения работы настроение повышается. Теперь он снова грустный.

Встретились с попутчиками. Они обратили внимание на нашу хорошую форму и энергетику. Посетили магазины беспошлинной торговли. Наблюдали за весьма экзотическими пассажирами этого международного порта. Уютно разместились на борту большого «Боинга». Казалось, так и полетим в салоне, заполненном лишь на четверть. Вдруг в самолёт хлынул поток соотечественников, делающих пересадку по дороге с Гоа. Они выглядели очень загоревшими и очень утомлёнными. Встретили ещё знакомых. Они сильно завидовали нашим рассказам. И в свою очередь сообщали нам о пляжах, отелях, еде и, рассказывая, понимали, что это не настоящая Индия.

В полёте много говорили об экспедиции, о России, о наших планах. Ужинали, немного дремали. В Шереметьево П прибыли по расписанию в 9 утра. Покидали борт самолёта с грустью по Индии, радостью встречи с Родиной и тревогой о том, что у многих из нас было слишком много жемчужных сувениров. И действительно, одну из участниц экспедиции очень подробно и очень долго осматривали на таможне. И все участники экспедиции стояли и ждали, а встречающие близкие и родственники с нетерпением ждали в зале аэропорта. После завершения осмотра таможенники сообщили мне, что собака дала реакцию по-видимому на запах ароматных индийских аюрведических лекарств как на наркотики.

Москва нас встретила нулевой температурой и пробками на дорогах. Я спешил, нужно было обязательно успеть на Учёный совет в Академию, где я обещал быть обязательно. И вот такое наслоение экспедиции и неотложных дел дома вызвало очень своеобразный эффект. Почти две недели мы видели вокруг только индийские лица, может быть поэтому, все встречные в Москве люди казались мне знакомыми, хотелось поздороваться. И это только по тому, что у них европейская внешность. Этот эффект сохранился надолго.

Послесловие

Экспедиции Профессиональной психотерапевтической лиги уже посетили север и юг Индии, её восток, запад и центр. Мы посетили основные ашрамы. Теперь мы знакомы с Индией через наши ощущения и переживания. Мы имеем счастливую возможность и большое преимущество создать собственное представление об этой великой стране. Мы осознали, как быстро изменяется эта страна, и исконная, легендарная Индия уходит в прошлое. Мы полюбили её и ещё больше полюбили свою Родину, Россию. Следующие экспедиции важно посвятить углублению наших знаний о духовности Индии. Важно посещать места силы, взаимодействовать с продвинутыми, просветлёнными гуру и другими носителями мудрости.

 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив