О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

Путевые заметки о III экспедиции в Индию

Маршрут: Бомбей — Ашрам «Искусства жизни» — Шри Шри Равви Шанкара в Бангалоре — Ашрам Сатьи — Саи — Бабы в Путапарти — Мадрас — Ашрам Романа Махариши в Тривандруме — Храм танцующего Шивы в Читамбараме — Ашрам Шри Ауробиндо в Пондичерри — Город будущего Ауровиль — Ашрам Амыв регионе Тривандрум (Керала) — Бомбей.

Каждое из наших путешествий в Индию значительно отличается от других. Не стало исключением и это, уже четверное по счету. С одной стороны, мы рассчитывали на более высокий уровень сервиса. А с другой — в каждом пункте пребывания у нас были договорённости о профессиональных встречах, которые помогали нам изучать традиционную медитацию, древние оздоровительные практики в контексте культуры Индии. В ходе поездки мы посещали медицинские, духовные центры и ашрамы Юго -Востока и Юга Индии.

Продолжительность экспедиции увеличилась до 17 дней. Мы выехали из России 16 декабря 2006 года и вернулись в Москву 31 декабря 2006 года.

День 1. 16 декабря 2006 года.

Вечером мы вылетели из Москвы в Бомбей. Несмотря на субботний день доехать до Шереметьево II без пробок на дороге не удалось никому из участников экспедиции. Я ехал по заснеженной Москве и вспоминал Токио, где двенадцать миллионов постоянных жителей, много приезжих, огромное количество машин, ограниченная территория. А пробки  явление совсем редкое. Можно сказать, нет никаких пробок. Мы, как это заведено, собрались у табло «Вылет» аэропорта. В этот раз нас было немного, всего 14 человек. Вернее, из Москвы вылетало 12, а Bangalore к нам должны были присоединиться ещё два участника. Мы готовили нашу экспедицию весь год, и желающих участвовать в ней изначально было более 50 человек. Многие перенесли свою поездку в связи с неудобным временем и высокой стоимостью путешествия. Мы осознавали эти недостатки и всё же оставили именно этот вариант. Нам важно было посмотреть Индию во второй половине декабря и получить сервис, приближающийся к уровню пусть не европейского, хотя бы родного российского. Поэтому мы заключили договор с двумя надёжными и дорогими туристическими компаниями  в Москве и в Индии. Кроме того, экспедицию готовил представитель ППЛ в Индии доктор Аджид Вардан Синх. Но поездка была ещё впереди. А пока наш огромный «Боинг» вылетел из Москвы точно по расписанию. В заполненном салоне было много индусов, меньше россиян и ещё меньше европейцев. Индусы, одетые по-европейски, по-видимому, летели на родину в отпуск или на каникулы. Полёт занял 8 часов. Мы общались, спали, ели отечественную пищу. Все участники экспедиции заблаговременно знали свои обязанности. Мы предвкушали наше большое путешествие и были готовы к нему.

Незаметно наступило наше первое утро в Индии.

День 2. 17 декабря.

Рано утром мы приземлились в Бомбее. Было тепло. Всходило солнце, нас окружили индусы и индийские запахи. Все вокруг улыбались и искренне старались нам помочь. С первых минут в Индии видно, что люди здесь никуда не торопятся. Из большого международного терминала мы перешли на внутренние линии. Мы быстро прошли формальности и уютно разместились в новеньком очень чистом «Боинге», чтобы следовать в Bangalore. Там в аэропорту нас ждали Аджид Вардан Синх и один из участников, который добирался из Казахстана через Дели. Bangalore оказался опрятным зелёным городом с хорошими дорогами и неплохой инфраструктурой. Было тепло и уютно. О местной жизни напоминали нищие и женщины с детьми, которые при помощи специальных длинных шестов с верёвками сбивали сухие ветки с больших деревьев. Эти ветки они использовали для топки печек с целью приготовления пищи.

Мы сели в наш автобус. Светлый, просторный, он будет с нами неделю — ровно половину нашего путешествия. Именно во время передвижения мы будем обсуждать наши впечатления, проводить семинары и дискуссии и даже читать лекции. Мы отправились в Ашрам Шри Шри Рави Шанкара. Дорога туда заняла немногим более часа. Понятие «ашрам» имеет несколько значений. Наиболее популярные из них  хижина отшельника и место проживания учеников. Этот Ашрам был весьма многолюден и совсем не походил на хижину.

Мы уютно устроились прямо на газоне, рядом с группами индусов, в ожидании оформления в Ашраме. Это могло произойти быстро, а могло занять довольно много времени. Важно было расслабиться и не спешить.

Через некоторое время подошёл работник администрации и предложил нам пообедать, а уже затем оформляться. Мы пошли в большую столовую, где на тёплом мраморном полу, рядами в позе лотоса сидели сотни индусов и ели руками, каждый с большой железной тарелки, поделённой на секции. Мы встали в одну из очередей к раздаче. Эта очередь двигалась достаточно быстро, однако через несколько минут к нам подошла служительница-европейка и отвела в ту часть столовой, где едят люди западного мира. Там были столы, стулья и ложки. Все пряности в Индии называют «массала» и обильно сдабривают ими еду. В европейской части столовой под вывеской «не острое» давали тот же, что и в индусской, скромный набор блюд, однако, приготовленных с точки зрения индусов с минимальным количеством пряностей. Тогда как для нас и эта пища была очень острой. Вечером мы все дружно пошли в кафе, где можно было поесть достаточно вкусно.

Любители фруктов и соков могли посещать фруктовую лавочку, где продавали разные экзотические фрукты, делали из них соки и фруктовые салаты. Впрочем, в первую неделю пребывания в Индии мы просим воздерживаться от употребления свежевыжатых соков и фруктовых салатов. А в течение всего пребывания пить воду настоятельно рекомендуем только из специальных бутылок, которые вы же сами и распечатываете. А пока мы сидели в кафе и получали удовольствие от пищи, от чудесного насыщенного ароматами цветов вечера, от неторопливой беседы.

Для проживания участников нашей экспедиции был выделен один из нескольких коттеджей. В нём три этажа и 12 номеров. Мы расселились по два человека, а кто желал мог жить один. Нам предстояло пройти четырёхдневный начальный курс обучения «Искусству жизни». В этот день выяснилось, что Шри Шри Рави Шанкар задерживается с возвращением из Африки. А это значит, что и мы задерживались почти на двое суток. Встреча с ним задумывалась как центральное событие нашей экспедиции, и мы единогласно решили подождать. Трое из участников экспедиции, ранее посещавшие Ашрам Саи-Бабы, предложили, пока есть время, съездить туда.

День 3. 18 декабря.

Утро началось с медитации в большом зале. Она продолжалась с 7.00 до 8.30. Были и группы, медитирующие отдельно. В центре зала мужчины и подростки осуществляли утренний ритуал. И весь зал пел вместе с ними гимны. Затем мы позавтракали и отправились в дорогу.

В резиденцию Саи-Бабы приехали вечером. Доступ в Ашрам был уже закрыт. А городок жил своей обычной жизнью. Везде  на домах, столбах, мотоциклах, в лавочках и гостиницах красовались портреты Саи Бабы. Люди торговались в лавочках, ели, разговаривали. Было весело, легко и хорошо. Мы поселились в гостинице. Поужинали там же в ресторанчике и в наступившей темноте пошли осматривать местные достопримечательности.

За два часа неспешной прогулки мы осмотрели фасады фундаментальных застроек Саи Бабы  колледжа и института, театра, обсерватории и двух стадионов, коровника на 500 коров, помещения, где живёт слон Саи Бабы, и госпиталя. Стояла чудесная тёплая и звёздная ночь. Пели ночные птицы, порхали летучие мыши и огромные лягушки то и дело пересекали нашу дорогу. Уставшими мы вернулись в гостиницу.

День 4. 19 декабря.

Рано утром отправились на встречу с Саи Бабой. Те, кто хотел быть поближе к нему, ушли из гостиницы ещё до шести утра. Остальные  после завтрака.

Мы сидели в пёстрой толпе, где каждый десятый был европейцем, изредка встречались и азиатские лица, и ждали приезда Саи Бабы. До этого дня он пропустил две встречи и участники заметно волновались. В этот день он как всегда приехал на своём автомобиле. Его вынесли служители, и он приветствовал собравшихся. Собирал записки, содержащие просьбы. Все были довольны и удовлетворены. Только грустно было осознавать, что с прошлого года сам Саи Баба значительно сдал. Теперь он двигался с большим трудом.

Затем мы посетили музей всех религий, где представлены стенды, картины, статуи, посвящённые религиям всех континентов. Сам же Саи Баба в этом музее и Ашраме представляется очередной инкарнацией, воплощением великого бога Шивы.

Воспользовавшись услугами моторикш, мы посетили место, где родился Саи Баба. Его дом разрушился и на его месте построен небольшой храм Шивы. Рядом стоят дома братьев и сестёр Саи Бабы. Ещё раз посетили дерево желаний. И каждый загадал свои желания. Затем отдохнули, желающие получили масляный массаж. И вечером отправились в обратный путь, рассчитывая ехать ночью, когда дорога менее загружена.

День 5. 20 декабря.

Ашрам Шри Шри Рави Шанкара встретил нас приветливо. Мы вернулись в свои же комнаты в коттедже. Многие ощутили покой, наполняющий всё тело, и одновременно прилив сил и радость. Впереди было несколько дней тренингов. Мы занимаемся босиком, в самой простой одежде. Сначала надеваем на ноги бахилы и подстилаем на сидения разовые простыни, затем быстро забываем об этих мерах предосторожности. Изучаем вводный курс «Искусство жизни». К нашей группе присоединились двое белых паломников  грустных молодых людей из Канады и Австралии. А также их сопровождающий  симпатичный, улыбчивый и весёлый индус. Курс преподавал тренер по имени Панкач. Мы назвали его позже Панкач-1. Мы выполняли различные упражнения. Подходили и здоровались друг с другом; говорили: «Я принадлежу тебе»; слушали речь как знаковую систему и как музыку, а затем объединяли два типа слушания. Отвечали на экзистенциальные вопросы

— Чего мы в жизни хотим ? и Что (кто) нам в жизни мешает?

Нам рассказали о семислойном строении человека: физическое тело, дыхание, ум, интеллект, память, эго и самость. Поведали о четырёх источниках энергии: пище, чередовании сна и бодрствования, знаниях ( информации) и дыхании. Жизнь человека в мире начинается со вдоха и завершается выдохом. Мы используем только 30% от обьёма лёгких. Через дыхание можно контролировать ум, можно изменить интеллект. Дыхание может быть расслабляющим и стимулирующим. Затем мы выполняли знаменитый комплекс дыхательных упражнений Шри Шри Рави Шанкара. Он сообщил миру, что взял его из вед. Эти древнеиндийские тексты являются основами многих знаний.

Мы говорили о том, что выполняем одновременно много дел и ни одному занятию не отдаём себя полностью. Важно полностью отдаваться делу, которое мы делаем, а не пытаться делать его. И часто мы чувствуем, что счастье и радость находятся где-то в другом месте. Вместе с тем, у нас есть возможность быть счастливым прямо сейчас, осознавать это и ловить мгновения счастья прямо на бегу жизни.

Перед тем, как отправиться на обед Панкач-1 предложил нам ответить ещё на два вопроса

— Что мне нужно для достижения полного счастья? и Когда я смогу стать счастливым?

Мы счастливы, потому, что получаем эти знания. Стресс уйдёт из каждой нашей клетки. Мы выполняем упражнения для того, чтобы быть счастливыми. Я выполнял предложенные упражнения, и переживания радости наполняло и переполняло меня. Уже более двадцати лет я провожу подобные тренинги, а теперь участвовать в занятиях, которые проводит мастер своего дела, стало истинным наслаждением.
Обед в Ашраме длится два с половиной часа. Люди здесь никуда не торопятся!

Затем после обеда мы вновь занимались, постигая «Искусство жизни». И в конце послеобеденных занятий нам вновь сказали сделать пять хороших дел. И я вдруг вспомнил одно событие, показавшееся мне довольно странным. Когда мы приехали в Ашрам и стали расселяться по номерам, молодой мужчина взял мой чемодан и понёс. Я посчитал, что он делает это как обычно в Индии, за чаевые и показывал ему в какой корпус вносить и по какой лестнице поднимать на третий этаж мой тяжёлый чемодан. И каково было моё удивление, когда впервые в Индии, у меня не взяли чаевых. Он так смутился. Теперь то я осознал, что это был участник тренинговой программы Ашрама. И он делал пять добрых дел. А я со своими чаевыми… Теперь уже смущаться пришлось мне.

Этим вечером мы участвовали в общем собрании, которое называется божественное пение. Ансамбль и отдельные исполнители пели гимны богам и Шри Шри Рави Шанкару. Зал с энтузиазмом подпевал. Всё было очень весело и демократично. Постепенно начались танцы. Люди выражали себя в движениях. Было очень весело и непринуждённо. Кстати, в Ашраме запрещено употребление алкоголя, курение и интимная близость между неженатыми людьми.

День 6. 21 декабря.

Мы пришли совсем рано и до утреней гимнастики рассмотрели символику в большом зале дворца. Там всего 8 колонн. И на каждой изображены символы двух религий разных стран и континентов.

С 7 .00 до 8.30 утреннюю разминку проводил Панкач-1. Делали мы это в форме подражания выполнения обычной домашней работы индийской женщиной. Это была хорошая зарядка и интенсивная разминка. Затем завтрак. И весь день, как и предыдущий, был построен так, что оставлял много времени для занятия собой, духовного роста и развития. Я невольно вспоминал, как мы просим наших клиентов заниматься собой хотя бы несколько минут в день. Здесь в Индии это воспринимается такой наивностью. Если человек ещё не готов уделять время своему духовному развитию, то вовсе не следует просить его о выделении крох своего времени. Для развития духовности важно, прежде всего, научиться прощать другим. Наши клиенты часто стремятся вернуться в своё прежнее состояние. Важно понимать, что этого не будет никогда. Каждый человек меняется. А человек, переживающий и решающий свои жизненные проблемы, меняется особенно интенсивно.

Первое и самое важное, что мы можем сделать для других  это привести себя в хорошую форму и заботиться о себе. Тогда мы будем доставлять другим радость. И если на Западе культ работы, то на Востоке  культ самосовершенствования. Наша ответственность увеличивает нашу власть. Чем меньше стресс, тем больше мы можем принять ответственности, а значит  приобрести большую силу. Мы отвечаем за то, что мы делаем и чего не делаем. Часто мы желаем, чтобы каждый человек был таким как мы, а в мире такие разные люди.

Курс «Искусство жизни» учит, как не стать мячиком в чужой игре. Как жить в настоящем. Быть самим собой. Каждый человек особенно важен для себя. Когда мы живём в настоящем, то природа нам даёт то, что нам нужно. Во время тренингов к нам приходили важные мысли и озарения. И вечерами мы собирались в нашем коттедже, дискутировали и обменивались впечатлениями и переживаниями. Особенно много времени обсуждениям и дискуссиям мы уделяли во время движения в автобусе. Мы говорили, передавая микрофон друг другу. И каждому хотелось высказать своё мнение.

Во время следующих занятий мы вновь отвечали на экзистенциальные вопросы

— Когда я появился на этой планете? Сколько времени собираюсь пребывать на этой планете? Каковы мои планы на будущее?

Наши учителя считают, что нам уже миллиарды лет, и мы всегда будем на этой планете. И я тоже подумал, что каждый человек велик и сложен. И далеко не все осознают своё величие и свою сложность. Мы говорили о страхах, о выступлениях перед большой аудиторией.

Мы отвечали на очередные жизненно важные вопросы: Где я нахожусь?. Что я? Кто я?

А дальше мы занимались тем, что я очень люблю и много лет делаю вместе с моими учениками и клиентами. Мы перемещались по шкале возраста. Чувствовали себя и вживались в образ маленького ребёнка, подростка, молодого человека, зрелого и пожилого гражданина.

Затем мы обсуждали медитации. Духовная жизнь отличается от жизни в материальном мире, где важно прилагать усилия для достижения результатов. По мнению наших учителей, медитация  это искусство ничего не делать. Важно дышать настолько медленно, насколько это возможно. Важно следить за уровнем сознания. Можно воспринимать своё тело как свечу и ощущать голову как огонь над этой свечой. Наша память склонна фиксироваться на плохом. И даже если мы встретим человека, который может помочь найти бога в нас, мы можем его не узнать и пройти мимо. Когда мы требуем любви, мы разрушаем это чувство. Когда мы любим за что-то, мы ограничиваем любовь. Любовь бога одинакова для всех, как вода течёт одинаково для всех. Мы сделаны из любви. Любовь  это внутреннее чувство, которое можно направить на другого человека. Любовь в отдавании, а не требовании и получении. Гуру  как окно в нашей комнате, он нужен, чтобы увидеть бога. Нам сообщили, что Шри Шри Рави Шанкар излечил тысячи людей от духовных и телесных страданий. В феврале 2006 года Ашраму исполнилось 25 лет. Был очень большой праздник, на который только из России приехало три тысячи человек.

После обеда мы отвечали ещё на два экзистенциальных вопроса: За что в жизни я беру (хочу брать) ответственность? За что я не готов брать ответственность?

После каждого занятия наш тренер просил нас делать пять добрых дел каждый день и чаще улыбаться!

День 7.22 декабря.

Наше утро началось с гимнастики для суставов и комплекса дыхательных упражнений. Это длилось 2 часа. Затем желающие прошли пульсовую диагностику и массаж, при этом очень высоко отозвались об искусстве массажистов и их усердии.

После завтрака мы продолжили занятия. Их вёл другой тренер и его звали как и первого Панкач. Мы назвали его Панкач-2.

Тренер рассказал нам о том, когда мы делимся знаниями с человеком. Наши знания увеличиваются при передаче и, кроме того, дают ему возможности новых выборов. Переход на следующий уровень, в следующий класс нашей жизни приносит нам радость! Когда мы не видим других жизней, мы считаем, что именно в нашей жизни больше страданий.

Затем мы вновь обсуждали медитации. Когда человек концентрируется на чем-то, он получает стресс. А медитация, будучи расслаблением сознания, восстанавливает нашу психику. По восстановительному эффекту 20 минут медитации равны 4 часам сна. Медитация, на объект приводит к потере энергии. Важно стремиться к отсутствию мыслей. Позволить мыслям свободно плавать и принимать мир таким, каков он есть. Переживание вибраций после медитации — это передача энергии. Всё, что происходит во время медитации — полезно. Медитация позволяет человеку расширять пространство собственного тела вплоть до космического. Ведущий подчеркнул, что инструкцию, которую мы получили, не обязательно выполнять очень точно и твёрдо. Мы её получили, и она плавает. Всё важно выполнять в своём темпе и со своей нагрузкой.

Мы дышали одним воздухом и сблизились. Стали лучше видеть, слышать, чувствовать.

Мы завершили наш первый вводный курс «Искусства жизни». Второй курс рассчитан на 5 дней. Есть корпоративные курсы, программы для сельских жителей, программы уверенности в себе. Есть программа «Весь мир  одна большая семья».

В этот день нам ещё предстояло важное событие — встреча со Шри Шри Рави Шанкаром, он только что прибыл из поездки в Африку и был готов принять нас.

Мы отправились обедать и в условленное время собрались возле резиденции знаменитого Учителя. Нас сопровождали все наши преподаватели. Гуру располагался в большом светлом помещении, наполненном светом, цветами, фруктами и подарками. Он задавал нам вопросы, а мы отвечали. Мы обсудили наше сотрудничество, пригласили его с визитом в нашу страну. Мы подарили ему сувениры из России, а он одаривал нас фруктами. Затем мы фотографировались. Было так хорошо, спокойно и непринуждённо, что не хотелось уходить. Этот светлый человек смог создать особую атмосферу принятия и понимания других людей. Вместе с тем, нам было пора продолжить наш маршрут, а его ожидало множество новых дел. Мы с сожалением покидали Гуру. И он вышел проводить нас и покормить фруктами своего любимого слона.

Мы заспешили, ведь впереди был переезд в 250 километров. А сколько это часов пути? Наскоро поужинав, мы попрощались с гостеприимным Ашрамом Шри Шри Рави Шанкара и отправились в один из самых больших городов Индии.

День 8. 23 декабря.

Дорога заняла 7 часов. Мы дискутировали, делились впечатлениями, обсуждали проделанную работу. Высказывались разные мнения. Только в одном все участники экспедиции были едины. Мы выполняли всю намеченную программу и перевыполняли её. В Madras (Ченнай) приехали в два часа ночи, порядком утомившись за дорогу. Наградой нам была хорошая, уютная гостиница с бассейном и шведским столом с индийскими и европейскими блюдами. Спали мало, и утром, после завтрака и купания в бассейне, погрузились в наш автобус и поехали в Ашрам Шри Рамана Махариши.

По сравнению с Ашрамом Шри Шри Рави Шанкара это совсем небольшой Ашрам. И в нём совсем немноголюдно. Всего до 50 человек паломников с европейской внешностью уединённо медитируют в разных местах Ашрама. На территории ходят павлины, много обезьян, в колодцах, где берут воду, много рыб и больших лягушек.

Мы расположились отдохнуть в тени под деревом. Оказалось, что это место кормления обезьян. Они подошли к нам и бесцеремонно забрали наши бананы и бутылки с водой. И воспользовались всем этим по назначению. А затем удивленно воззрились на нас и, кажется, недоумевали, почему это кормление не продолжается. Затем достаточно долго мы поднимались в пещеры, где Шри Рамана Махариши медитировал. Мы поднимались по живописной, вымощенной камнем тропе. Солнце пригревало всё сильнее. На обочине то и дело встречались торговцы сувенирами. Чем выше мы поднимались, тем ниже становились цены на сувениры. Впрочем, как бы ни снижали эти цены, торговцы всегда остаются в выигрыше. Наконец мы достигли первой пещеры. В ней соблюдается режим молчания и около десяти паломников пребывают в глубоком медитативном погружении. Обе пещеры совсем не глубоки. Они оборудованы лавками, и в них по нескольку помещений.

Во второй пещере, которая находится в десяти минутах ходьбы ниже первой, режима молчания нет. Она считается лучшим в мире местом для произнесения звука «Ом»(«Аум»). Мы медитировали в прохладе этой пещеры и трижды произнесли «Ом». Получилось очень звонко и чисто. И наше «Ом» звучало очень долго. От пещер открывался вид на огромный город, лежавший буквально под нашими ногами. А у подножья горы расположен большой храм в форме крепости. В него мы и направились. Это огромный комплекс начала нашей эры. Мы купили «быстрый билет» и мимо длинной очереди из тысяч индусов, отправились в святилище. К нам присоединился священнослужитель по имени Розак. Он водил нас, показывая огромный храм, посвященный Шиве. В святилище мы наблюдали огненную церемонию восхваления Шивы. Затем смотрели на золотой купол храма, посвященный супруге Шивы богине Парвати. Есть поверье, что посмотревший на этот купол потом девять раз вернётся в храм.

Затем Розак предсказывал нам судьбу. Мне он сказал: «Ваши деловые начинания в 2007 году пойдут в гору, и вы очень преуспеете!». Такое предсказание мне понравилось. Многие участники нашей экспедиции услышали от Розака оптимистические предсказания. Он оказался необычным служителем Шивы. Часть своего времени он посвящал светской жизни. У него есть бизнес, жена и две дочери погодки. Он настроен открыть свой Ашрам, где всё будет свободно и не будет ограничений. Он высказал желание вместе с нами поехать в следующий пункт нашего пребывания — Пондичерри. И вошёл в автобус вместе с женой, строгой женщиной в сари, и двумя девочками, на вид 4-5 и 3-4 лет. Девочки были очень активны и доброжелательны. Они бегали по автобусу, ползали по полу. Забирались на колени отца и мамы и привлекали их внимание, даже тогда, когда Розак был занят беседой или говорил в микрофон. Более того, они стремились завладеть микрофоном и выкрикивали громко на весь автобус, что приводило же в неописуемую радость. Приятно было наблюдать, что родители им всё позволяли и любую их активность воспринимали с безусловной любовью. Через два часа пути девочки устали и стали капризничать, а потом мирно уснули на коленях родителей.

А наша экспедиция после трёх часов езды по хорошей, и как обычно для Индии, перегруженной дороге прибыла в Пондичерри. Мы поселились в парк-отеле. Действительно, отель находился в небольшом парке на самом берегу Бенгальского залива Индийского океана. Наши номера были на первом этаже, и мы выходили прямо на пляж. А шум волн убаюкивал нас всю ночь. Правда, ворота на пляж были уже закрыты на ночь, и нам пришлось ждать до утра.

Вечером мы ужинали в ресторане. Ели индийскую и европейскую пищу в индийском исполнении. Гуляли по парку, где каждое дерево, каждый куст были освещены и уже стояла наряженная ёлка. Вернее это было какое-то другое, не известное нам, хвойное растение, произрастающее здесь и наряженное по случаю Рождества.

День 9. 24 декабря.

Утром мы медитировали на берегу океана. Наш гуру доктор Аджид Вардан Синх ежедневно утром и вечером проводил медитацию и показывал нам новые дыхательные упражнения, приёмы медитации и физические упражнения. Мы встречали солнце на берегу Великого океана. Затем желающие купались, преодолевая волны. Да, только русские так отчаянно купаются в волнах. Это такой своеобразный экстремальный спорт. И одну участницу нашей экспедиции волной отнесло от берега и только смелые действия, плывущего недалеко товарища . спасли её.

Затем мы сели в наш автобус и отправились Чидамбарам для посещения храма, танцующего Шивы. Это очень большой храм. Верховный бог Вишну спит, а верховный бог Шива танцует. Поклонники Шивы рисуют себе на лбу и других частях тела горизонтальные, параллельные белые линии. Поклонники Вишну  такие же линии, только вертикально. Огромное количество людей в огромном храме. И они никуда не спешат. Молятся, общаются, кушают, дремлют, пытаются заработать. И довольно много нищих. Один из участников нашей экспедиции неосмотрительно подал милостыню, когда мы были вдали от автобуса. И сразу нас обступили десятки нищих. Они просили, затем стали требовать. И остановить их рвение было достаточно трудно. Храм огромен и оставил большое впечатление.

Затем мы отправились в Ашрам Шри Ауробиндо и матери. Посещение города будущего —Ауровиля произвело на участников экспедиции весьма своеобразное впечатление. Свободная творческая коммуна, находится под эгидой ЮНЕСКО. Наша попытка переписки со свободной творческой коммуной города будущего не увенчалась успехом. На наши письма отвечали, что можно туда приезжать и жить. Обещали связать нас с русской коммуной Ауровиля. Русская же коммуна (обычно за рубежом так называется русскоязычная) от контактов уклонилась. Однако экспедиция для того и проводится, чтобы получить личный опыт и информацию из первых уст.

Итак, мы отправились в Ауровиль. С большой асфальтированной трассы мы свернули на узкую разбитую асфальтовую дорогу. Затем асфальт кончился, и началась пыльная просёлочная дорога. Затем мы подъехали к стоянке автомобилей. Дальше автомобильное движение было запрещено. Многие люди пересаживались на мотоциклы, которые можно было здесь же арендовать, и продолжали свой путь в город. Нам предложили задержаться в центре приёма туристов. В нём была выставка, кинозал, магазин, кафе. Нам показали пятнадцатиминутный видеофильм об Ауровиле. Этот рекламный ролик напоминал видеофильм о каком-то реабилитационном центре, где люди восстанавливались после травмы или лечения зависимости. Затем наш гид сказал, что в город нужно приезжать и жить в нём, а просто посещать его нет смысла. И отказался сообщить, как можно попасть в город, прозрачно намекая, что нас там ни кто не ждёт. Только он не знал, что перед ним экспедиция, а не просто любознательные туристы. Мы отправили трёх человек на разведку и продолжили изучение центра приёмов. Город будущего строился в расчёте на проживание в нём сорока тысяч человек, а проживает в нём в настоящее время только две тысячи человек из разных стран мира. Мы посетили магазин, где обнаружили высокие цены, вовсе не соответствующие качеству предлагаемых товаров. Кафе тоже было самым заурядным и весьма дорогим. Тогда мы уже по своей инициативе воспользовались услугами вездесущих моторикш и отправились в Ауровиль. Нас привезли к железным воротам. Там мы сообщили охране, что приехали из великой северной страны и попросили пригласить администрацию. Вскоре пришёл приветливый француз, производящий впечатление человека уставшего. Он провёл нас в амфитеатр, где в 1968 году и началась активная жизнь города солнца. Мы были в большом, прекрасном парке. Мы видели огромный золотой купол. Тишина и покой заполнила мир и прерывалась только пением вечерних птиц и их криками. Казалось весь мир заполнен этим покоем и благополучием… В частных беседах жители «Города будущего» жаловались на то, что европейцам здесь живётся трудно: «Плохие условия труда, некомфортное жильё, тяжёлый климат». А ещё мы узнали, что здесь мало работы и в управлении общинами часто доминируют консервативные люди. Мы покидали Ауровиль с грустью, понимая, что завершает свою жизнь ещё одна утопия. Именно мы, пережившие крушение великой утопии — Советского Союза, наверно особенно тонко могли почувствовать это.
Мы сели на наш автобус и отправились в будущее.

День 10. 25 декабря.

Утром медитировали до восхода на берегу океана. Аджид Вардан показал нам много новых упражнений. Затем мы всласть купались. Наслаждались чудесным солёным воздухом. Затем завтракали.

Наш дальнейший путь лежал на железнодорожную станцию. В этом районе проживает много христиан. Лучше дороги, много соборов и магазинов, торгующих мясными продуктами и алкоголем. Приехали на станцию и ждали наш поезд. Это был типичный индийский вокзал. Много пассажиров. Много торговцев. Много полицейских. Много нищих. Они только на привокзальной площади. Везде много мусора и грязи. Впрочем, это только по мнению европейцев. У индусов своё понимание чистоты. Об этом  немного позже.

Поезда приходили один за другим. Из всех вагонных дверей гроздьями, сильно напоминавшими банановые, свешивались пассажиры. Затем пришёл наш поезд. И мы отправились из Виллупурама в Тривандрум. У нас был лучший вагон в поезде. В нашем представлении это плацкартный вагон с кондиционерами. В нашем купе располагалась индусская пара. Похоже, это были достаточно обеспеченные, солидные люди. Женщина часто смотрела в зеркальце и поправляла макияж. На ней было много дорогих украшений. Они производили впечатление спокойных и самодостаточных людей. Проводники и многочисленные контролёры так же относились к ним с уважением. Они часто кушали. И к нашему изумлению, совершенно открыто, все отходы своей деятельности бросали тут же под лавку. Проводник вагона, ни от кого не прячась, выбрасывал отходы прямо на улицу во время движения поезда. Мы ехали на поезде и смотрели в окна. Во всех водоёмах люди стирали одежду и мыли свои тела и голову. Даже бедные и нищие каждый день проделывали эту гигиеническую процедуру. И вместе с тем, весь мусор они бросают прямо на землю. Понятно, что эта старая традиция в ближайшие десятилетия будет всё больше уходить в прошлое. И основание для этого  экономический рост в стране, приводящий к изменению уклада жизни.

Наш поезд пришёл на железнодорожную станцию города Тривандрума. Городу не менее трёх тысяч лет. Там большое ткацкое производство. Жители более обеспечены, лучше одеты по сравнению с проживающими в других местах. Хотя весь традиционный уклад жизни сохранён. На Юге совсем редко можно встретить курящего человека и это обычно мужчина солидного возраста. Пьяных на улицах нет совсем. Люди на улицах, как и везде в Индии, выглядят намного счастливее, чем в Санкт-Петербурге, Москве, Вене, Берлине или Лондоне. А вот портреты политических лидеров на многочисленных плакатах и транспарантах, с нашей точки зрения, выглядят очень несимпатично, иногда даже зловеще и отталкивающе.

Мы отправились в храм Шивы и Парвати. Ему не менее девяти веков. Он огромен. И в его святилище пускают только индусов. Специальные охранники осуществляют контроль по внешнему виду. Сегодня праздник, и в храме множество людей. Они отдыхают, едят, развлекаются, общаются, торгуют и молятся. Вечером у нас был семинар по медитативной музыке. Аджид Вардан Синх, обладатель огромной коллекции, демонстрировал нам образцы различных медитативных музыкальных направлений.

День 11. 26 декабря.

Напротив нашей гостиницы  католический храм. Всю ночь был виден его освящённый крест. И совсем рядом расположена мечеть. Ещё до рассвета нас разбудил настойчивый призыв муэдзина к утренней молитве. И мы отправились далее по нашему маршруту. Прибыли в отель, где уютно разместились в домиках на два номера. Купались в бассейне. Посетили заповедник дикой природы. Плавали на больших лодках по озеру и наблюдали за дикими животными, пришедшими на водопой. Видели кабанов, антилоп, слонов.

Вечером медитировали под яркими звёздами и южным месяцем. Он развёрнут, будто приготовился получать рождественские подарки. Ужинали в ресторане, где подавали индийские и европейские блюда. Затем купались в бассейне. А желающие долго танцевали у костра вместе с индусами, работающими за рубежом и приехавшими на родину на рождество.

День 12. 27 декабря.

В пять утра мы отправились в дорогу, поскольку. дорога свободна, а выспаться можно и в автобусе. Мы ехали через горные перевалы, мимо множества чайных плантаций, раскинувшихся недалеко от дороги.

В дороге мы слушали лекцию и дискутировали о качестве жизни, о достойной жизни.

Приехали в современный, богатый город. Много дорогих машин, людей одетых по-европейски. Мало нищих. На юге Индии часто встречается реклама двух духовных учителей  Ошо и Шри Шри Рави Шанкара.

Посетили христианский храм, основанный Васко Да Гама. Возле входа в храм все снимают обувь и служитель следит за этой процедурой.
В торговой части города посетили синагогу, основанную в 1567 году. Вокруг синагоги  еврейский квартал. И хотя большинство еврейских семей выехало в Израиль, оставшиеся торгуют теми же сувенирами, что и индусы, и ведут себя так же искусно, многократно завышая цены.

День 13. 28 декабря.

Утром отправились в дальнейший путь. Ехали по индийским селениям, традиционно загазованным и задымлённым в любое время суток. Ехали по хорошим дорогам юга Индии, слушали лекции и дискутировали о медицине нашей страны.

В эти дни в штате Керала праздник, посвящённый местному учителю Sivagiri Sree Navayana. Учитель давно покинул своё тело. После него остался небольшой Ашрам. В основе учения — равенство всех людей, несмотря на кастовую принадлежность. Его почитатели устроили массовую демонстрацию. Они облачились в жёлтые наряды и знамёна у них были жёлтого цвета. Они несли портреты и статую учителя. И вся эта яркая, украшенная жёлтыми цветами процессия двигалась по населённым пунктам. Наблюдая за ней, начинаешь понимать, почему с чем в штате Керала, этом признанном рае на земле, давно и прочно вся местная власть принадлежит коммунистам. Везде символика Советского Союза. И в Индии, где много различных символов, на родине и свастики и звезды Давида, советская символика выглядит очень убедительно и привлекательно.

А наш автобус, между тем, прибыл к Ашраму Аммы. В Ашрам можно попасть, переправившись через небольшой пролив на лодке или пройдя через новый мост. Мы переплыли на лодке и оказались в доброжелательной атмосфере Ашрама. Перед нами на относительно небольшой территории разместились: два высотных 17-этажных здания общежитий для поломников, зал на 1500 мест, большое офисное здание. Из репродукторов звучит музыка, прославляющая мать. В офисах люди разбирают корреспонденцию и делают другую работу. Обращает на себя внимание, что менеджеры Ашрама в основном европейцы.

Раздаётся звон колокола, и мы отправляемся в зал. Зал полон. Нас приглашают в первый ряд. Над сценой написан лозунг: «Мы молимся Шиве и получаем бессмертие». На сцене  Амма в окружении служителей. И огромная очередь из желающих подойти к ней. Нас пригласили без очереди. Амма прижала меня к своему плечу и сказала на чистом русском языке: «Сынок мой сынок, мой любимый сынок». Она покачала меня, засмеялась и поцеловала. И тёплая волна чувств захватила меня. Хотелось оставаться долго рядом с этой женщиной. Вскоре врач госпиталя Ашрама пригласил участников нашей экспедиции на обзорную экскурсию по Ашраму. Мы давно находились в переписке. Нас здесь ждали и охотно рассказывали об Ашраме. Затем мы съели сытный обед паломников Ашрама и отправились на берег океана. Прекрасный пляж, с очень мелким и абсолютно чёрным песком. Я обжег ступни ног. Это был самый горячий пляжный песок в моей жизни.

Затем мы покинули Ашрам по новому мосту через пролив. Две недели назад этот мост торжественно открывал президент Индии.

Мы ехали в нашем автобусе, наслаждались прохладой, создаваемой кондиционерами и обменивались впечатлениями о посещении Ашрама. Всех участников экспедиции наполняли и переполняли чувства. Это были чистые чувства благодарности, любви, счастья, очищения. И все сожалели, что мало времени мы провели в Ашраме Аммы.

Вечером мы прибыли в отель на берегу океана. Это конечный пункт движения нашей экспедиции. И мы его достигли. И конечно, как только поселились, сразу отправились купаться. А так как мы шли маленькими группами, то оказались на разных пляжах. Вернее на двух пляжах. На одном загорали и купались европейцы, на другом  местные жители. И когда три участницы нашей экспедиции оказались на национальном пляже, им пришлось познакомиться с местной спецификой. Подойдя поближе к океану, они быстро разделись и бросились в чистую воду. Мирно и с огромным наслаждением качались на волнах, пока не обнаружили большое скопление местных жителей на берегу. Мужчины показывали на наших женщин пальцами, тогда как местные женщины вылавливали и уводили подальше юношей-подростков. Обнаружилось так же, что купаются на этом пляже только мужчины и раздеваются только некоторые из них. А женщины ходят в одежде и омывают только ступни в набегающих волнах. Пришлось участницам нашей экспедиции покинуть теплые воды океана и под заинтересованными взглядами сотен мужских глаз и, как им показалось, негодующим выкриками женщин, отправиться в гостиницу, чтобы впредь посещать только пляжи для европейцев.

Вечером мы медитировали на пляже, затем ужинали и купались в бассейне.

День 14. 29 декабря.

Утром до рассвета медитировали на берегу океана. И каждая набегающая волна приносила тепло. Встретили восход солнца и с наслаждением купались в кристально чистой солёной воде. Рано утром океан ласковый, вода прозрачна на несколько метров. Кроме нас на пляже не было никого. Завтракали и посещали дорогие магазины сувениров, где нас угощали кофе и чаем и желающие могли приобрести что-нибудь себе на память. Днём купались. Нас захлёстывало волной. И мы чувствовали себя песчинками в Великом Океане. И огромную силу Океана. Затем мы считали волны. Вспомнили «Девятый вал» Айвазовского. Действительно, каждые 9 и 10 волна были огромны, и нужно было выждать время и оказаться между ними. Тогда можно легко и заходить в океан и выходить из него.

Я медитировал на ходу, медленно и длительно бредя по самой кромке воды. И когда возвращаешься назад, то только немногие отпечатки ног на песке ещё сохраняются. Волны океана слизывают следы отпечатков ног. Эту медитацию я проделывал несколько раз и всякий раз посвящал её ближайшему партнёру профессору А.Л. Каткову.

Вечером медитировали на пляже на закате солнца. В этот последний вечер лакомились морепродуктами. Лобстеры были особенно вкусны.

Участники экспедиции восстанавливались после длительных и напряженных переездов и подводили первые итоги путешествия.

День 15. 30 декабря.

Ещё до рассвета мы начали медитацию на берегу океана. Аджид Вардан Синх показал нам новые дыхательные упражнения. Встретили рассвет и восход солнца. Затем долго купались и нежились под утренними, ещё не жаркими лучами солнца. Долго гуляли по пляжам Кералы. Наблюдали европейцев, завтракающих на террасах отелей. Их напряженные, привычно сосредоточенные лица, их дежурные улыбки очень контрастировали с искренней радостью на лицах индусов. Наши соотечественники, часто с недовольными, надменными или брезгливыми выражениями на лицах также бросались в глаза. Впрочем, в среде россиян с каждым годом всё больше улыбающихся, довольных людей.

Среди жителей этого штата примерно равными частями представлены приверженцы трёх религий: индуизма, ислама и христианства. В числе индуистов преобладают поклонники бога Ганеши.

Затем мы объединяли в одном компьютере все фотографии, сделанные участниками экспедиции. И каждый получил по два диска с полной коллекцией индийских впечатлений.

Наступило время отправляться в обратный путь. Мы напоследок купались, и каждый участник экспедиции сообщил о своём желании ещё вернуться в Кералу. Мы в последний раз погрузились в наш автобус, чтобы отправиться в аэропорт. Возле аэропорта мы попрощались в водителем и охранником. Долго прощались расставаясь с нашим гуру, представителем Профессиональной психотерапевтической лиги в Индии доктором Аджидом Варданом Синхом.

Индия  патриархальная страна. Мужчины наделены большими по сравнению с женщинами правами. И ценятся выше женщин. Когда появилась техническая возможность внутриутробно определять пол плода, абортов нерождёнными девочками было значительно больше, чем мальчиками. Появилась угроза демографической диспропорции и правительство предприняло меры к выравниванию демографии. И тем не менее, на улицах значительно больше мужчин, чем женщин. Любое уличное зрелище собирает десятки молодых мужчин, которые с интересом наблюдают за происходящим. Индия  мужская страна, и мы наблюдали это в самолёте. В Индии авиатранспортом пользуется только небольшая, наиболее обеспеченная часть жителей. В аэропортах обращает на себя внимание упитанность индусов и даже иногда избыточный вес, что совсем мало характерно для людей на улице. Семья, одетая совсем по европейски… Муж летел бизнес-классом, а жена и маленькая дочь, недавно вышедшая из грудного возраста,  в экономическом классе. Весь багаж несла жена. Ей было не под силу поднять его на полку над сиденьем. И мы помогли ей. Ребёнок устал и начал капризничать. Мама успокаивала ребёнка и часто отвлекалась на призывы мужа. Он из первого класса постоянно обращался к ней с просьбами. И она была занята привычным трудом по его обслуживанию. Причём делала это очень умело и привычно, и казалось, совсем не тяготилась. Важно отметить, что юг Индии отличается менее выраженным патриархальным укладом жизни по сравнению с севером страны.

Мы успешно перелетали в Бомбей. В этом огромном городе нам предстояло провести двенадцать часов до вылета на родину. Нас встретил удивительный экскурсовод. В Индии у нас были разные экскурсоводы. Это были более или менее профессиональные индусы. Они рассказывали нам о храмах и богах, о народных традициях и преданиях. В Бомбее нас встретили русская женщина, которая замужем за индусом и уже 19 лет живёт в Индии. Раньше мне приходилось встречаться с женщинами, браки которых с индусами распались, и они рассказывали о культуральных трудностях жизни в таких браках. Наш экскурсовод жила в счастливом браке. И от моих расставшихся с индусами клиенток отличалась магическим мышлением и мировосприятием. Сложилось впечатление, что эту женщину прямо из кухни отправили поработать экскурсоводом. Мы с благодарностью вспоминаем эту по-своему очень яркую и впечатляющую экскурсию. Многое в этом великом городе мы видели её глазами, и я буду передавать её представления, воспринятые мною исходя из моего опыта. Это соответствует нашей профессии, ведь психотерапевты заняты субъективным миром человека. В Бомбее не бывает холода. Там всегда тепло. А 30 декабря, после обеда, во время нашего пребывания было жарко. Казалось, стало ещё больше людей. И наш экскурсовод Лидия пояснила, что официально в городе проживает шестнадцать миллионов человек, а на самом деле двадцать шесть миллионов. Эти неучтённые десять миллионов прибывают в город особенно в зимние месяцы, когда на севере страны холодно. На свежем воздухе в Бомбее оказалось теплее, чем в домах, где не было отопления. Мы ехали по единственной центральной магистрали города и рассматривали яркую толпу разнообразно одетых людей. Вот поклонники бога Джен. Среди них много ювелиров, и они не используют в пищу грибы и все то, что растёт под землёй. Своими чалмами выделяются синхи. Обычно они потомственные воины. С рождения они не стригут волосы и всегда носят при себе кинжал. Особой внешностью выделяются парсы. Их религия требует, чтобы их тела после смерти не предавались земле, а съедались коршунами. Останки подолгу остаются непогребёнными в специальном парке, в центре города. В последние годы коршунов явно не хватает и правительство, рассмотрев этот сложный и противоречивый вопрос, приняло решение — разводить коршунов! Останки индуистов традиционно сжигаются. Делается это традиционно по всей Индии. Лучшим местом кремации, признанным святым местом является город Варанаси. И когда пепел усопшего развеивается над Гангом, сам Шива шепчет ему на ухо, и душа перемещается в иное пространство.

Новый год в Индии отмечается в конце октября. А в начале ноября пять дней молятся Лакшми. И пять ночей не гаснет свет в окнах, для того, чтобы эта богиня богатства не прошла мимо. В Бомбее много поклонников бога Ганеши. Его каждый день поят молоком. Поклонники Ганеши празднуют десять дней, а затем каждый год топят изображение Ганеши в море. Мусульмане празднуют ночами. И, как сообщила наш экскурсовод, постоянно присутствует межрелигиозное напряжение. И задача поддерживать межконфессиональное равновесие представляется с трудом выполнимой.

Наиболее тяжёлые для жизни месяцы  май и октябрь. В это время самые сильные дожди и даже бури. Абсолютная влажность. В платяных шкафах зажигают обычные лампочки накаливания, чтобы от их тепла сохла одежда. Постель постоянно влажная. Такая погода нравится только арабам. Они приезжают из своих стран и заполняют гостиницы, чтобы смотреть на дождь и водные бури. Сильный ветер и дождь во время муссонов  это именно то, что им нравится.

День 16. 31 декабря 2006 года.

Начало суток мы провели в международном аэропорту Бомбея в ожидании перелёта в Москву. Большой международный терминал производил впечатление совсем пустого. Отдельные группы пассажиров спали на специальных лежанках залов ожидания. Желающих лететь было немного. Затем мы уютно расположились в большом Боинге, каждый мог занять целый ряд. Конечно, мы могли спать всю дорогу. А мы разговаривали, вспоминая отдельные моменты нашей экспедиции. Полёт был долгим и комфортным. И чем ближе мы приближались к России, тем больше понимали — как много удалось сделать за эту экспедицию. И каждому ещё хотелось вернуться в эту удивительную страну. По опросу участников экспедиции больше всего хотелось вернуться в Ашрам Шри Шри Рави Шанкара. Второе место поделили между собой с равными количествами выборов Ашрамы Ауробинды и Аммы. И на третьем месте оказался океан в Керале.

Мы думали и говорили о двух великих странах  Индии и России. Обе израненные. Обе как кипящий, наполненный энергией страстей котёл. Обе бедные и с огромным потенциалом развития — великим будущим.

У современных футурологов есть представление о том, что наилучшие результаты в развитии покажут страны, где культурный процесс не прерывался на протяжении столетий. Да, с этим можно согласиться. И бурное развитие Индии подтверждает эту точку зрения. Только страны другого полюса, где культурный процесс прервался, уже показывают результаты своего прорыва в будущее. К этим странам относятся: США, Япония, Китай и Российская Федерация.

С такими мыслями в обеденное время 31 декабря мы вернулись на Родину. И все участники экспедиции успели в свои города и свои семьи к новогоднему столу. Мы поздравляли друг друга с Новым годом и осознавали, как изменилась наша жизнь в результате участия в III научно-практической психотерапевтической экспедиции в Индию.

 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив