О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

Путевые заметки о IV экспедиции в Индию

Маршрут: Дели — Встречи с его Святейшеством Далай Ламой XIV в Дхарамсале — Центр Рерихов в долине Куллу , пригороде Манали — Варанаси — Дели.

Эту экспедицию мы готовили особенно долго и тщательно. В ней участвовало 23 человека. Психологи, психотерапевты, бизнесмены, врачи из России, Казахстана, Латвии, Украины. И все они с огромным интересом предвкушали важные для себя события и встречи…

Мы выехали из России 27 сентября и вернулись 11 октября 2007 года. 15 дней на древней земле Индии…

День 1. 27 сентября 2007 года.

В Москве прекрасная осень. Чудесная, тёплая погода. Буйство красок природы. Редкое изобилие яблок. Люди, подобревшие после летнего отдыха. Кажется, что так хорошо навсегда. И, по правде говоря, никуда не хочется уезжать. Все участники экспедиции легко и быстро добрались до Шереметьево II. Быстро прошли формальности предполётной регистрации и погрузились в большой Боинг. Салон заполнился индусами и соотечественниками едва на половину. Мы, как опытные путешественники, попросили места ближе к хвосту лайнера. Конечно, это не самые безопасные места для полёта. Зато самые комфортные. Можно было даже лежать. Мы в прекрасном настроении общались, питались, читали, спали. Предвкушали новую встречу с Индией. Мы летели около 7 часов и приземлились в Нью-Дели, аэропорту Индиры Ганди, далеко заполночь. Ведь в Индии время на 2,5 часа опережает московское.

День 2. 28 сентября 2007 года.

Прямо в международной зоне аэропорта нас встретил представитель ППЛ в Индии доктор Аджид Вардан Синх. Он сиял искренней радостью и счастьем. Вардан очень любит работать с нами: учить нас йоге и медитации, рассказывать об Индии и заботиться о своих русских друзьях и коллегах. Впрочем, все вокруг улыбались, но Вардан улыбался особенно широко и радостно.

С первым же вдохом воздуха Дели мы погружаемся в особое медитативное пространство, которое завершится только в аэропорту Москвы, как только откроется дверь самолёта, и состоится встреча с первым соотечественником — пограничником. Радостно, что это будет ещё не скоро.

Мы быстро прошли въездные формальности. Получили свой багаж. Погрузились в автобус и отправились в гостиницу. Прекрасная гостиница ****+. Хорошая европейская и индийская кухни. Открытый бассейн. Ухоженная территория. На улице очень тепло, почти жарко.

Мы решили не терять времени и отправились на обзорную автобусную экскурсию по Дели. Наш экскурсовод и сопровождающий по имени Амар уже двадцать лет работает с русскими группами. До этого он пять лет учился в Свердловске, жил в общежитии. Считает себя знатоком всего русского. Всегда одет в удобную спортивную одежду, носит толстую золотую цепь на шее, много курит и не отказывается от спиртного. Представителя Лиги доктора Аджида Вардана Синха Амар считает слишком мягким и нерешительным человеком. И действительно, Вардан во многом противоположен Амару и покоряет своей мягкостью, медлительностью, готовностью откликнуться на просьбы каждого участника поездки. А ещё — практически постоянным пребыванием в медитативном пространстве и большим желанием и готовностью снова и снова туда отправляться. Наши индусы очень разные и, кажется, эффективно дополняют друг друга. Мы смотрели на Индию их глазами и часто видели две разные Индии.

Амар начал экскурсию с рассказа о религиях. Он сообщил, что множество религий — это как множество детей в одной семье. Что Будда — девятая реинкарнация верховного бога Вишну. Что организатор-Вишну родил Брахму-созидателя. Они и ещё разрушитель Шива составляют единого бога. И вскоре ожидается его десятая реинкарнация. Сейчас механическая эпоха и люди как роботы.

Мы посетили храм Ачердам или Райское место, которое называют резиденцией бога. Я уже был в этом храме. Тогда мы стояли в огромной очереди. В этот раз очередь была скромной. Этот огромный комплекс из гранита и мрамора построен и поддерживается неправительственной организацией. Считается, что это храм всех богов. Вместе с тем, наш неопытный взор смог обнаружить только основных индуистских богов. А огромный центральный зал храма вообще посвящён его основоположнику и инициатору строительства Соами Нарайна. В центре зала установлена его огромная золочёная статуя. По краям — основные боги индуистского пантеона менее внушительных размеров. Стены расписаны эпизодами выдающейся жизни и деятельности Соами Нарайна. Его имя в переводе означает «мудрый бог». Сам мудрец жил в XIX веке. Огромный храм построили в середине XX века всего за 15 лет.

Я ходил по этому шедевру архитектуры. Любовался множеством скульптурок на стенах. Такие же, выполненные более двух тысяч лет назад, мы видели в храме бога Джен, на горе Монтабу. Думал о том, что в Индии всё ещё продолжается богостроительство. Даже великий бог Шива когда-то был третьестепенным богом индуистского пантеона. Что человеку разрешается приблизиться к Багам. Стать богоравным. Я думал о том, что и в нашей стране продолжается богостроительство и создание новых кумиров.

Мы вышли на улицу и увидели как ведутся работы по ремонту храма. Как женщины в красивых сари носят землю в корзинах на голове. Мужчины, вооруженные примитивными инструментами, обтачивают камень. Так было и сто, и тысячу лет назад, и две, и три тысячи...

Затем мы поехали на рынок для русских. На сленге он называется «Яшкин сук» — базар, открытый Яковом. Сувениры, цены и особенно грязь этого рынка в этот приезд разочаровали нас. И мы отправились в государственный магазин сувениров с твёрдыми ценами. И хорошо, что приехали за час до закрытия. Иначе трудно было бы увести участников нашей экспедиции из этого места, полного сокровищ по приемлемым ценам.

А ещё мы попали под ливень. Настоящий летний ливень в конце сентября. Мы радовались обилию чистой воды и не знали, что на следующий день нас ожидает стопроцентная влажность воздуха.

Вечером в конференцзале гостиницы мы медитировали вместе с нашим учителем Аджидом Варданом Синхом. Это была трансцендентальная медитация с глубоким погружением во внутренний мир.

Затем неторопливо ужинали в ресторане гостиницы. Ели хорошую индийскую пищу. Очень острую и очень вкусную. Так завершился наш день в Индии.

День 3. 29 сентября 2007 года.

На рассвете медитировали, гуляя босиком по росе.

Обильная роса поблёскивает бриллиантами на траве, на деревьях. В эти часы огромный город принадлежит природе. Он насёлён множеством птиц. Некоторые нам знакомы, другие совсем неведомы. Они живут, повинуясь естественным законам. Вот появляется коршун, и птичий гомон умолкает. Но только на одну минуту. Маленькие обезьянки скачут по деревьям и крышам домов. Конечно, днём тоже есть и птицы и обезьяны. Только они совсем незаметны среди суеты и грохота большого города. Складывается впечатление, что люди и животные живут в параллельных мирах.

Затем начали появляться люди, и мы отправились купаться в бассейн.

Утренняя медитация состоялась возле бассейна. Затем завтрак и снова купание.

Наша экспедиция в уютном автобусе отправилась осматривать известные памятники культуры. Я уже раньше знакомился с ними. Поэтому позволил себе уютно расположиться на газоне возле памятников. И стоило прилечь, как я погрузился в жизнь природы. Рядом со мной порхали птицы. А одна любопытная ворона всё пыталась клюнуть мои часы. В траве кипела своя жизнь. Множество насекомых наполняли ее движением и звуками. Вскоре я почувствовал себя частью этого параллельного мира.

Днём осматривали современный огромный комплекс индуистских храмов. Каждому богу посвящён свой отдельный храм. А основоположнику комплекса Баба Нагбалю — центральный храм комплекса. И вновь мы осознали, что человеку разрешено приблизиться к богам. А ещё, что духовность в Индии всегда имеет религиозную природу. Даже учителя, проповедующие светские духовные ценности, опираются на религию.

Вечером мы покинули гостиницу и отправились на вокзал. Здесь мы погрузились по поезд и весело отправились в Патханкот, затем в Дхарамшалу, где состоятся наши встречи с его святейшеством Далай-ламой ХIV.

Мы предвкушали важные события в нашей жизни и, кажется были уже адаптированы к пребыванию в этой великой стране.

День 4. 30 сентября 2007 года.

В 8.30 без всякого опоздания наш поезд прибыл в Патханкот. Здесь мы пересели на джипы, и наш караван из пяти автомобилей двинулся в Дхарамсалу. Мы поднимались в горы по серпантину дороги. Было очень жарко. А по мере нашего подъёма становилось прохладнее, и открывались прекрасные виды Гималаев. По дороге останавливались, отдыхали. Пили специальный, принятый в Индии чай с масалой.

Приехали в Дхарамсалу строго по расписанию нашей экспедиции. Это оказался небольшой горный городок, раскинувшийся на нескольких сопках. Много солнца, чистого воздуха, выраженные суточные колебания температуры. Днём часто шумно. Индусы постоянно ремонтируют или делают новую дорогу традиционными дедовскими способами. В этот день мы проходили процедуру регистрации в канцелярии Далай-ламы. Мы уже год переписывались и были узнаваемы и обозначены во всех списках. Процедура регистрации прошла легко. Затем знакомились с городком, где нам предстояло жить почти неделю. Посетили буддистский храм. Посетили место будущих встреч с Далай-ламой. С большим трудом нашли свободное пространство. Всё уже было занято и помечено знаками занявших места людей. Своё пространство мы обозначили скотчем и символикой ППЛ. А также написали наши имена. Наше пространство нам удалось найти только при помощи старого доброго знакомого Аджида Вардана буддистского монаха по имени Таптын. Это имя переводится как — солнышко или всегда сияющий. Согласно предварительной договорённости он будет встречаться с нами каждый день для духовных бесед, разъяснений и трактовки сказанного Далай-ламой. И эти встречи оставят у нас самое сильное впечатление. Зашло солнце, и сразу стало прохладно. Мы вернулись в нашу гостиницу. Это четырёхэтажное здание вписано в гору. Оно построено так, что из каждого номера открывается чудесный вид на горы. Общая большая лоджия на каждые три номера. И ещё одна непривычная для нас особенность, так как гостиница встроена в гору, то на каждую лоджию, а, значит, и в каждый номер, можно попасть просто с улицы.

У всех участников экспедиции в этот вечер проявилась выраженная сонливость. Мы отправились спать, когда ещё не было и девяти вечера. Впрочем, и огни в жилищах местных жителей гасли довольно рано.

День 5. 1 октября 2007 года.

Мой ночной сон был наполнен сновидениями, в которых перемешались очень яркие картины моего давно забытого прошлого и, возможно, будущего. И так же у многих участников экспедиции несколько ночей кряду.

Своеобразный шведский стол на завтрак сразу понравился своей необычностью, простотой и желанием угодить европейцам.. Мы вышли из гостиницы ещё в утренних сумерках, чтобы к 7 утра оказаться в храме.

По дороге недалеко от нашей гостиницы я обратил внимание на человека, который что-то делал среди развалин своего дома. Он активно двигался, и я подумал о том, как рано утром этот достойный гражданин занялся ремонтом своего жилища! Когда мы подошли ближе, то увидели, что он на самом деле занимается физическими упражнениями. Сначала асаны, затем растяжки, а в другие дни увидели его медитирующим. И каждый раз рядом с ним стоял тазик с водой, из которого он умывался. В другое время суток мы тоже встречали этого мужчину. Он улыбался, был приветлив, счастлив и доволен собой и жизнью. И совсем не делал никакого ремонта.

И невольно возникали аналогии с жителями Европы. Перемещаясь по населённым пунктам Европы, часто приходится встречать мужчин и семейные пары, обессилено сидящих рядом со своими шикарными домами. Их позы и мимика наполнены усталостью и часто опустошением и депрессией.

Люди Европы основное внимание обращают на внешний порядок своей жизни, тогда как жители Индии больше озабочены порядком внутренним, психологическим. А вот в нашей стране многие люди больше живут чувствами, и для них порядок внутренний и особенно внешний не играет важной роли.

Погрузившись в свои мысли и невольные сравнения, мы дошли до главного храма. Здесь подходящих людей делили на два потока: буддистские монахов и мирян. Мы заходили через два разных входа. Затем мы разделись ещё один раз для досмотра, в этот раз на мужчин и женщин. И пройдя контроль, поспешили к своим местам. На этих местах мы проведём пять счастливых дней. Мы будем погружаться в таинство слушания и общения с выдающимся человеком. Этот 73-летний мужчина происходит из обычной сельской семьи. В молодом возрасте он потерял Родину и часть своего народа. Его народ и сейчас страдает и на Родине, и в эмиграции. Он получил блестящее образование в области философии и психологии и сдал множество самых сложных экзаменов, а также прошел многочисленные посвящения. И стал одним из самых признанных духовных лидеров планеты. Главой северной ветви буддизма, которая носит название ламаизм.

К восьми утра храм заполнился, а люди всё пребывали. Здесь собралась довольно смешанная публика. Много молодёжи. До одной четверти представители европейских народов. Приблизительно в равных количествах индусы и тибетцы. Довольно много корейцев. И очень много буддистских монахов. И каждый последующий день численность европейцев и других мирян будет уменьшаться, а монахов — увеличиваться.

После слушаний все желающие могут пообедать бесплатно здесь же.

Внутренний зал храма с большими окнами. Все его стены увешаны большими мандалами. Этот зал заполняется приближенными к Далай-ламе монахами и паломниками. В нём кафедра на фоне статуи Будды. Именно за этой кафедрой в позе лотоса сидит Далай Лама во время своих встреч и бесед. Рядом ещё один такой зал. Его полностью заполняют монахи. Там установлен большой телевизионный экран. Есть ещё большое фойе полностью заполненное людьми. И всё это — второй этаж храма. На первом этаже большое фойе, рядом со зданием скверики. И все эти пространства заполнены людьми, пришедшими послушать Далай-ламу.

В 8 утра начала звучать музыка, и слушатели выстроились по ходу движения Далай-ламы чтобы увидеть его и, если очень повезёт, встретиться с ним взглядом. И в 8 часов 22 минуты Далай-лама начал говорить.

Важно отметить, что всё здание храма очень экологично вписано в природу. Для каждого дерева отведено специальное пространство, и оно продолжает свою жизнь, прорастая сквозь здание. На улице тепло и солнечно. Поют птицы и цикады. Обезьяна прогуливается по крыше прямо рядом с нами.

Далай-Лама спрашивает тех, кто слушал его ранее, о трансформации, которая произошла с ними после прошлых встреч. Его слова чередуются с пением и особой музыкой. Благодаря Аджиду Вардану Синху мы нашли её запись и слушаем теперь дома.

Во время слушаний бесплатно раздают лепёшки и чай. Утренний чай с молоком и солью, а к середине дня разносимый чай становится всё более сладким. Далай-лама говорит о том, как принимать мир. Каждый день нужно читать и слушать. Нужно развивать наше сознание. Важно поддерживать дружеские связи и освобождаться от страдания.

Главное — изучение своего сознания. Важно достигнуть состояния пустоты. Откуда всё начинается и происходит. Пустота есть источник всего. А достигнуть этого можно при помощи медитации. Заниматься ею каждый день, и тогда страдания уйдут. Очищение сознания, по мнению Будды, осуществляется за счёт практики. Наше сознание «загрязнено», поэтому мы не знаем, что находится за ним, за сознанием. Когда мы очищаем сознание, наше тело очищается само. Так говорит Далай-лама. Он сидит в позе лотоса за своей трибуной на фоне Будды и читает текст, написанный на продолговатых табличках. Вокруг него сидят важные ламы, дальше монахи и затем уже паломники. Он часто начинает посмеиваться и почёсывает правой рукой затылок. Пребывание в этом пространстве вызывает особое состояние, о котором я напишу ниже.

В эти дни каждый вечер в центральном храме проводятся дискуссии. В них участвуют монахи. Эти мирные и внешне спокойные и невозмутимые люди задают друг другу вопросы, сопровождаемые движением, очень напоминающим выпады спортсменов в поединке на шпагах. Эти люди производят впечатление замедленных в своих движениях, мышлении, проявлении эмоций. Они настроены очень позитивно к окружающим и себе самим.

Вечером с Таптыном мы подводили итоги прожитого дня. Монах трактовал высказывания Далай-ламы. Говорил о возможностях сознания человека. Об очищении нашего сознания от «шлаков», которое проводится при помощи медитации и изучения текстов. «Я есть дух, а тело не я. Оно умирает, а я всегда существую. Три свойства «я»: бессмертие, неделимость, свобода. Пять наших чувств — причина страданий, и от страданий можно избавиться путём медитации. Мы воспринимаем мир через наши чувства, которые вызывают искажение реальности. Всё образуется из пустоты, но когда она не загрязнена. Очень часто звучала метафора «Нужно лечить корень, а не фрукт»

В этот день желающие смогли принять процедуру специального тибетского массажа. Очень жёсткого и очень эффективного. Мы также занимались транцедентальной медитацией. Долго слушали специальную релаксационную музыку.

День 6. 2 октября 2007 года.

В горах гостиница за день очень нагревается, а ночами становится холодно. Ночью опять снились яркие сны с множеством сновидений. Я встал, чтобы закрыть дверь балкона, и обнаружил на полу номера большую белую собаку, свернувшуюся клубком. Я начал с ней разговаривать, и тут из-под моей кровати выскочила кошка и выбежала на лоджию, а собака с лаем бросилась за ней. Проснувшись утром, перед расцветом, я не мог осознать, было ли это на самом деле или только во сне. И на мои вопросы никто не мог сказать об этом.

На рассвете мы отправились купаться в бассейн. Он наполнен проточной водой горного ручья. Это очень бодрящая процедура. Затем завтракали в гостинице и отправились слушать Далай-ламу.

Зазвучала уже знакомая музыка, и через несколько минут я уже погрузился в состояние блаженства и радости, вернее, наполнился радостью и в результате этого испытал блаженство созерцания. Я пребывал в экстатическом состоянии понимания себя и мира, всеобщей любви, радости и слияния с окружающим. Когда-то давно я испытывал подобие этого состояния дома, в России. Только оно не было столь ярким и столь продолжительным. И, что особенно важно, не было управляемым. Здесь же все желанные характеристики присутствовали. Оно очень легко вызывалось, было интенсивным, длительным и управляемым. И самое главное состоит в том, что я могу по своему желанию вызывать это чувство блаженного созерцания.

Далай-лама говорил о медитациях. Есть два их типа: медитация на пустоту и медитация на предмет. Можно начинать с каждого из них. Основное лечение негативных чувств — медитация на пустоту. Медитация на предмет называется випасана.

Обращает внимание, что присутствующие на слушаниях люди быстро устают. Их внимание рассеивается. Они начинают отвлекаться. Иное дело монахи. Они ведут себя очень естественно и находятся в своей привычной среде. Многие из них слушают, некоторые следят за текстом по таким же табличкам как у Далай-ламы; другие медитируют, некоторые тихо разговаривают между собой или дремлют. Они всегда очень положительно реагируют на маленьких детей. В общем, чувствуют себя вполне комфортно. Монахи одеты в удобные одежды. Чаще они приглушенного бордового цвета, реже чисто шафранового, встречаются и сочетания этих двух цветов. Вечером смотрели видеозапись встреч Далай-ламы. Он предстал перед нами в образе доброго и мудрого отца и дедушки. Вновь встречались с Таптыном. По его мнению в западного человека больше удобств и больше проблем. Говорили о медитации. Он считает, что для каждого пустота разная и слова для медитации разные. Что представляет собой пустота, понимать очень трудно. Можно представить её как пространство, заполненное предметами, затем убирать предметы из этого пространства, а после убрать и границы пространства. Наполняющие нас любовь и гнев как два сообщающихся сосуда. Когда увеличивается любовь, уменьшается гнев. Поэтому важно увеличивать всё положительное в нашей жизни и медитировать на это. Когда мы ограничиваемся только мыслями об уменьшении страданий, этого не происходит. Нужно действовать. В жизни мы ищем радость. То, что с нами происходит, связано с нашей кармой. Она может быть хорошей и плохой. И сам человек выбирает, какая карма для него хороша, а какая плоха. То, что мы видим — это иллюзия. Это не постоянно. А то, что мы не видим — это постоянно. Это и есть наша карма.

По мнению нашего учителя когда время, уделяемое медитации у нас постоянно увеличивается, то это правильно. Ведь Будда 6 лет провёл в медитации и получил просветление. Первая ошибка состоит в том, что сознание отвлекается на другие объекты. Здесь помогает сосредоточенность на объекте медитации. В этот вечер участники экспедиции настойчиво просили Таптына научить нас мантрам и, более того, раскрыть все тонкости буддизма прямо сейчас и за один вечер. Монах отвечал уклончиво, эмоционально нейтрально и неопределённо. И всё же мы выяснили, что для получения мантры мы должны пройти специальный ритуал. Ритуал инициации даёт право использовать мантры свободно. А тантрические мантры имеют особую силу. Он же сам прошёл ритуал, позволяющий ему давать мантры. Чтобы получить мантру, нужно знать пустоту. Общая мантра Ом значит Будда: тело, сознание и речь Будды. После Будды были и другие бодхисаттвы, которые получили просветление за счёт медитации. Здесь слова не самое главное, главное — это практика. Монахи обычно не говорят какими практиками занимаются. Это является тайной. И выше мантр — любовь к другим людям.

В этот вечер мы планировали пойти в ресторан. Оказалось, что в связи с Днём рождения Махатмы Ганди в Индии в этот день действовал запрет на продажу спиртных напитков. И наш всезнающий гид Амар отменил наш заказ в ресторане, мотивируя тем, что русские не пойдут на ужин без алкоголя. Мы восстановили заказ и отправились в ресторан. А вокруг уже продавали алкоголь из-под полы. И в ресторане нам предложили спиртное по специальной цене. Это в честь Махатмы Ганди. Мы медленно ужинали. А я вспоминал сухой закон 1985 года в нашей стране. В этот вечер наш ужин стоил шесть долларов.

День 7. 3 октября 2007 года.

Прекрасное, солнечное, радостное утро. Участники экспедиции ещё до завтрака наполнились радостью и переживанием счастья. И каждое, даже нейтральное действие или событие повышали базовый уровень счастья. Было хорошо, уютно и спокойно.

Я думал о том, что человеку легче вызвать у себя то состояние, которое уже присутствует в нём, а вот сформировать то, чего ещё нет, гораздо труднее. И здесь возможны два пути: поиск нового состояния в чистом виде и его формирование на базе уже известного сходного состояния блаженного созерцания. Делая добро другим людям, мы повышаем уровень переживания своего счастья.

Мы быстро дошли до центрального храма. Стояло прекрасное, тёплое утро. Рядом с нами, демонстрируя свою полную независимость и невозмутимость, ходила большая обезьяна. Она привыкла к тому, что люди рядом. Музыка, пение и голос Далай-ламы наполняли нас ещё большей радостью. Задул ветер, и всё здание обсыпало пыльцой хвойных деревьев. Так когда-то было на Байкале. Летела пыльца и заполняла собой всё пространство. И здесь я остро осознал и почувствовал, в каком маленьком мире мы живём!

Далай-лама продолжал говорить о пустоте, пространстве, где совсем нет никаких предметов. И для достижения этого пространства важно узнать противоположное, заполненное предметами пространство и убирать из него предметы по одному. Чтобы достичь счастья нужно познать страдание и определить его причину.

Он говорил о доверии. О том, что можно доверять тому кто не врёт, у кого есть знания, у кого есть опыт, у кого нет сомнений.

Для получения просветления особенно важным является любовь матери и способность к гневу для самозащиты.

Чтобы познать любовь — нужно познать страдания. Чтобы расширить любовь и любить весь мир, нужно отказаться от любви и привязанности к близким людям. И ещё. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от привязанностей.

Бог не создавал мир. Мир был всегда.

Такие беседы Далай-лама проводит четыре раза в год. Его тексты с каждым днём становятся всё сложнее для восприятия. И каждый день участников с европейским обличием становится всё меньше, а освободившиеся места занимают буддийские монахи.

Для одних это только правачен — беседы, где просветлённый мудрец рассказывает простым людям о правильном пути в жизни Важно отметить, что каждый участник воспринимает тексты Далай-ламы на своём уровне. Очень показательно, когда наш гуру Аджид Вардан Синх сказал, что текст очень сложен и ему нужно подготовиться, чтобы передать нам его содержание. Активная, бойкая и способная студентка, участник нашей экспедиции, сказала, что она всё понимает и будет переводить нам. И действительно, имея неплохой английский, она бойко переводила, и это был простой и очень обычный текст. Он соответствовал её пониманию и восприятию и, несомненно, обогатил её мировоззрение.

После завершений чтений мы осознали, что уже готовы пообедать в храме и пища уже не казалась такой простой и невкусной. Впрочем, мы сразу отправились на автобусную экскурсию. И посетили недалеко расположенную общеобразовательную школу приверженцев кундилини-йоги. Школа расположена в красивой горной местности. В этом интернате учатся дети, в том числе и из России. Обучение с полным пансионом стоит четыре тысячи долларов за учебный год, длящийся девять месяцев.

Вечером встречались с Таптыном. Мы узнали о том, что в буддизме есть тексты для людей разного уровня подготовки и умственного развития. По его словам наши страдания зависят от нашей кармы. И лечить нужно карму. Мы лишены способности прочитать свою карму даже на это земное воплощение. Важно глубоко понять милосердие и открыть своё сознание. Миром движет любовь и гнев. Два-три года практики любви — и гнева станет меньше. Монах назвал нам три плохих качества человека: много желаний; игнорирование и обесценивание и гневливость. И мы задумались об этих качествах.

Это был особенный вечер. Все участники экспедиции прошли посвящение. Мы ждали этого момента. И именно в этот вечер мы могли надеяться на то, что получим мантру, которой сможем пользоваться в течение всей жизни. Наша процедура инициации состояла в том, что в начале мы медитировали, а затем вслед за Таптыном трижды повторили передаваемую нам мантру. Затем мы разобрали мантру по словам и по буквам, узнали значение каждого знака. И, наполнившись радостью, сожалели только о том, что не имеем права передавать эту важную и выдающуюся мантру другим людям, в связи с тем, что не инициированы для этого. Это было сакральное событие и сакральные знания.

В нашем мире есть и другая сторона жизни. Многое сакральное становится общедоступным, а значит профанным. Мы испытали удивление и разочарование, когда из радиоприемника в нашем автобусе услышали нашу мантру в исполнении популярной тайваньской группы. А Аджид Вардан Синх записал мне её в разных музыкальных и вокальных вариантах. Моя дочь, которая учится в Университете З. Фрейда в Вене, приехав на каникулы и услышав эту мантру, сказала, что это её любимая песня, только в другом исполнении.

День 8. 4 октября 2007 года.

Прекрасное солнечное утро. Мы завтракали в гостинице и вспоминали поговорку о том, что у хорошей хозяйки на Тибете всегда есть топлёное масло. Так и нам на завтрак всегда предлагали топлёное масло.

Сегодня моё сознание не заполнилось радостью созерцания. Я был озабочен новой задачей. Мне очень хочется, чтобы Далай-лама провёл такие встречи для русских, и чтобы переводили его на русский язык.

Далай-лама сообщил, что у Будды было два тела: физическое и истинное. Физическое обладало пятью органами чувств. А для достижения нирваны нужно много медитировать.

А медитировать лучше сидя в позе лотоса, чтобы спина была прямая, а левая ладонь лежала в правой. И обе они располагались возле пупка. Взгляд можно свести к кончику носа, а глаза прикрыть. Когда медитировать мешают посторонние мысли, то можно посчитать дыхания до 30. В медитации можно сосредоточиться на портрете Будды. Пусть он станет тяжёлым. Затем сосредоточиться на своём дыхании и посчитать до 100 вдохов. При медитации можно сосредоточиться на объекте. Когда это не удаётся, думать о страдающих людях. Сосредоточиться на своём сознании в настоящем, не уходя в прошлое и будущее. Далее Далай-лама назвал три основных фактора, мешающих медитации: большое количество съеденной пищи, недосып, неудобное место для медитации. И проводить медитации важно начинать как можно раньше. Говорить о пустоте очень сложно. Здесь Далай-лама смеётся, и все начинают петь молитву.

Вчера мы наблюдали, как молодые монахи стирали свою одежду в ручье, сушили её на кустах и купались. Сегодня им выдавали из новеньких пачек денег по 10 рупий каждому. И они радовались этой малости.

Вечером Таптын также говорил нам, что пустота — это самое сложное. В нашем сознании семена прошлого, которые прорастают семенами будущего. Утомлённое сознание препятствует медитации. Статуэтку Будды важно держать на уровне глаз. От неё идёт энергия. Она тяжелеет и способствует медитации. Во время медитации наш язык мы прижимаем к верхнему нёбу. Наши глаза полузакрыты. Возможна медитация на дыхание. В этом случае всё наше внимание сосредоточено на вдохе и выдохе.

Три пути ухода от привязанностей этого мира: сознание Будды, религия, общество монахов. То, что написано Буддой — это как лекарство для пациентов. А мы все — пациенты Будды. И он врач, который знает все наши заболевания.

Важно освободить наш дух и объединить его с духом истинным.

После шести лет медитации Будда сообщил, что то, что он получил, он не может дать как вещь. Он указал путь, на котором можно достичь просветления. Он дал путь…

Наш учитель Таптын признался нам, что 30 лет назад он был очень агрессивным. Гнев —большой недостаток нашего сознания. Его учитель дал ему знания, и агрессия уменьшилась. В течение тридцати лет он занимается одной темой, и до сих пор понятно немного. Он считает, что мы знаем больше него, больше знаем мир. Только все люди желают получить внутреннее спокойствие, и весь мир ищет свой путь.

Напутствуя нас, Таптын выразил уверенность, что теперь наша жизнь будет очень счастливой. Мы будет принимать материальный мир и развивать наше сознание. И мы попрощались с этим удивительным человеком, чтобы встретиться ещё на нашем жизненном пути!

Вечером мы собрались в ресторане нашей гостиницы для торжественных проводов участников экспедиции, кто возвращался на Родину, завершив свои встречи с Далай-ламой. Мы медленно ужинали, меняя блюда полюбившейся нам индийской кухни, поднимали тосты. В середине вечера, когда на улице было уже темно, дверь распахнулась и вошла большая белая собака, которая спала на полу моего номера. Оказалось, что ночами она посещала все вечера и не уходила, пока ей не давали пищи. Важно сказать, что в различных местностях Индии собаки очень разные. Всегда они менее агрессивные, чем в России, и менее породистые. Здесь в Дхарамсале собаки особенно спокойные и упитанные. Их довольно много. Только привычного для нас ночного лая собак не слышно.

Мы пели русские, украинские и казахские песни. Пели песни наших психотерапевтических декадников. Были вполне довольны собой и счастливы.

День 9. 5 октября 2007 года.

Чудесное, солнечное утро. Мы бодро прошагали привычный путь к храму. И дорога казалось лёгкой и приятной. В этот раз нам важно было встретить Далай-ламу на пути его следования к трибуне и вступить с ним в контакт. Мы каждый день посещали его канцелярию, общались с разными важными служащими. И всё это делали с одной целью — устройства аналогичных слушаний для русских. С переводом на русский язык. Мы стояли среди поломников на пути следования Далай-ламы. И когда он проходил мимо нас Оля произнесла: «Тиче», что обозначает — «Учитель» и протянула Далай-ламе мою визитную карточку. Он принял её с благодарностью и последовал к трибуне.

В этот завершающий день он говорил о том, что мир существовал всегда и предметы вокруг нас тоже существовали всегда и никто их не создавал, так же как мир. Пять наших чувств дают нам иллюзорные представления об этом мире. А когда в медитации мы поддерживаем чувство пустоты, тогда возникает истинная картина мира. В каждом предмете есть пустота. Затем все читали молитву, чтобы освободиться от повседневности и суеты этого мира и достичь пустоты.

Я сидел и переживал удовлетворение от выполненного дела. Это приятное и хорошее переживание, и всё же оно не идёт ни в какое сравнение с переживанием радости, счастья и блаженства созерцания первых дней слушаний.

Вечером Таптын говорил нам о бодхисатве, уважении других более чем себя и, главное, уважении к Будде. У каждого есть возможность стать таким как Будда, и важно каждый день развивать эту возможность. Каждый день важно контролировать и уменьшать свои желания и свой гнев. Каждый день, это важно. Счастье состоит не в физическом удобстве и комфорте, а в освобождении от этого мира. Мы получаем его изнутри в результате очищения нашего сознания. Насколько человек продвинулся в медитации, знает только он сам Серьёзные мастера совсем не показывают это. И обязательно знать причины страдания.

Затем Таптын ответил на множество вопросов участников экспедии в отношении медитации. Он не рекомендовал во время медитаций связывать произнесение мантры с фазами дыхания. А вот во время медитации на дыхание фиксировать внимание на вдохе и выдохе. Випасанна — это практика, это путь, а цель — познать истину. Достигая пустоты важно понимать, что есть много её стадий. И у каждого человека своя пустота. Важно чувствовать пустоту и уважать других больше чем себя. Мы практикуем, чтобы получить милосердие и счастье. Наша главная задача — освобождение. Мы сами создаём свою судьбу. Так далеко не все местные попадают на встречи с Гуруджи. Это ещё одно имя Далай-ламы. А мы приехали издалека.

В завершении нашей встречи Таптын говорил о Далай-ламе. Гуруджи приехал в Индию в 1959 году. За ним последовало 100 000 тибетцев. Им было неуютно и жарко, и всё же Индия приняла их, и они очень благодарны. В начале шестидесятых годов многие тибетцы уезжали в Канаду и другие страны. В северной Индии сейчас около 2 000 монахов, в южной Индии, где открыто три буддийских университета, от 5000 до 6000 монахов. Тогда как на Тибете сейчас осталось от 200 до 300 монахов.

Мы вновь попрощались с Таптыном, и все выразили желание встречаться ещё не раз и не два с нашим Учителем.

Наступил вечер. На улице было всё прохладнее. Ярко светили звёзды. Мы отправились на наш последний ужин в гостеприимной Дхарамсале в «Еврейское кафе». Некоторые участники нашей экспедиции уже обедали в нём и были очень довольны. В кафе были только индусы. Там подавали блюда индийской кухни. И можно было плотно покушать за три доллара. А на грязь, которая была там, как и везде, мы уже не обращали внимание.

Мы долго ждали, пока приготовят пищу. Хозяин явно не был готов к такому наплыву посетителей. Мы говорили о том, что сделали всё, что планировали на эту часть экспедиции и даже больше. В эти дни в Дхарамсале мы были единственной организованной русскоязычной группой. Мы не только участвовали в слушании Далай-ламы и каждый день ещё несколько часов работали с нашим учителем Таптыном на темы, излагаемые Гуруджи. Мы сильно продвинулись в том, чтобы устроить такие чтения специально для русских. И дальше будем заниматься этим. И каждый из нас осознал свой путь к просветлению.

С чувством выполненного долга мы ложились спать, чтобы на следующий день в шесть часов утра продолжить наше путешествие.

День 10. 6 октября 2007 года.

Ночью я проснулся от чьего — то похрапывания. В номере было холодно, и на кресле рядом с моей кроватью, и моей подушкой, свернувшись клубком, мирно похрапывала большая белая собака. Я не стал её будить, спокойно уснул и утром мы вместе позавтракали.

И ещё до рассвета, в 6 часов мы отправились дальше по маршруту нашей экспедиции. Вскоре мы подъехали к тантрическому храму Карнапа-ламы. Этот выстроенный японцами комплекс выглядел особенно красиво на фоне восходящего из-за гор солнца.

Здесь нам сообщили, что Будда — это сама мудрость и тот, который пробудился. Далай-лама значит океан мудрости. Карнапа -лама — море мудрости. Многие ламы могут видеть свои прошлые и будущие жизни, свои воплощения.

Мы посетили утреннюю службу. Весь храм был наполнен монахами. Они сидели рядами и пели. Очень красиво пели. Причём сидящие в первых рядах более солидные монахи были погружены в медитативное состояние. Те же, кто сидел в задних рядах с нескрываемым интересом рассматривали иностранцев. Русские здесь совсем редкость. С сожалениям мы покидали этот монастырь. Хотелось остаться и пожить в этом чистом и приветливом месте!

По дороге наш экскурсовод Амар излагал свои представления. Люди уснули и забыли, что нужно посещать храмы. А теперь просыпаются. Будда сказал, что людям не нужно уходить из семей. Он это сделал за всех и передал людям знания. Кришна — бог любви. Он создал Камасутру У него тысячи любовниц, целые города его наложниц. Веды записал бог Ганеша. Десятая реинкарнация верховного бога Вишну уже произошла. Только бог не объявил себя.

Мы ехали по серпантину на джипах. Посетили пещеры, где, по преданию, медитируют учителя человечества. Сюда любят приезжать русские. В том числе известные люди, исследователи, мистики, разведчики. В их числе — Рерихи, Гурджиев, Блюмкин.

Были в дороге до 18.00 часов. Дорога узкая. Почти везде асфальт. Разъезжаться встречным машинам довольно сложно. Проехали длинный 4,5-километровый тоннель и прибыли в городок Манали. В его пригороде, в долине Кулу, и жили Рерихи. На улицах — только индусы. Тихая провинциальная жизнь. Много гостиниц. Здесь состоятельные индусы со всей огромной страны спасаются от летнего зноя. Сейчас несезон и полное затишье. Приехали в очень хорошую гостиницу с великолепным видом на горы и небольшим садом.

Вечером ужинали в ресторане отеля. Ели индийскую и европейскую пищу. Коллеги и участники поздравляли меня с днём рождения. Было много звонков и СМС посланий с Родины. Хорошо и грустно. Это второй день рождения, который я провожу вне дома. Первый был много лет назад, когда я родился в родильном доме. Радовались тому, что две ночи будем в столь хорошей, комфортабельной гостинице.

День 11. 7 октября 2007 года.

Утром медитировали на веранде среди цветов. Завтракали. Затем посетили храм местной богини. Он уютно расположился среди огромных хвойных деревьев и больших каменных глыб. Наш экскурсовод сообщил, что Шамбола находится внутри каждого из нас. И всем нужна духовная пища, которую мы получаем за счёт энергии и вибраций в местах силы. Музей-усадьба Рерихов — одно из таких мест. Он расположен в прекрасном прохладном месте, среди огромных хвойных деревьев. Усадьба имеет четыре уровня. Два верхних корпуса сейчас занимает детская художественная школа. На стенах висят копии работ Николая Рериха. В эти здания он поднимался для того, чтобы писать свои холсты. Здесь прекрасный вид и бывает уникальная освещенность. Ниже по тропе расположена эстрада и спортивная площадка. Там подростки репетировали своё национальное эстрадное шоу. Ещё ниже находятся основные постройки жилища Рерихов. Большой двухэтажный дом с пристройками, гаражом с машиной и садом. И на самом нижнем уровне, в уникальном красивом месте расположена ухоженная площадка, в центре которой кремационный камень Н.Рериха. Наш экскурсовод Амар сообщил, что Николай Рерих принял индуизм и был похоронен по индийской традиции.

Мы медитировали у мемориала Н. Рериха и осознавали какую большую, долгую и наполненную жизнь прожил этот человек. Хотелось оставаться здесь долго и смотреть на дивную долину, слушать пение птиц и шелест деревьев. Но было пора возвращаться в гостиницу. Мы предвкушали ужин и отдых в уютных, прохладных номерах, вечернюю и утреннюю медитации среди цветов. Однако реальность внесла коррективы в наши планы. Поступила информация об отмене нашего авиарейса в Дели, и нам ничего не оставалось, как добираться до Дели на автотранспорте. Нам предстояла трудная горная дорога ночью по серпантину.

Мы провели собрание, где обсудили детали нашего длительного переезда. Оставалось всего два часа. Кто-то отправился в ресторан. Кто-то решил тщательно упаковать вещи, другие писали письма, гуляли.

И с наступлением темноты выехали караваном из 4 джипов, за рулём каждого из которых сидели виртуозные водители. Как позже выяснилось, беженцы из Непала. Дорога была бесконечно длинной и утомительной. Мы общались, дискутировали, дремали, спали. Расцвет мы встретили, уже спускаясь с гор в долину. Вскоре прибыли в Дели, и 16-часовой переезд был позади.

День 12. 8 октября 2007 года.

Огромный Дели встретил нас жарой и пробками на дорогах. Впрочем, мы успешно добрались до терминала внутренних авиалиний. Аэропорт вновь поразил нас своей деловитостью, отлаженной чёткостью работы при сохранении традиционного радушия и доброжелательности служащих. Здесь мы отдыхали после длительного переезда и жары огромного города. Быстро пройдя формальности, мы разместились в прохладном и уютном «Боинге» и вылетели в Варанаси.

Полёт занял менее двух часов. И вот мы уже шествуем по полю аэропорта Варанаси. После свалки у выдачи багажа, где люди выхватывают свои сумки и чемоданы, мы погрузились в автобус и поехали в гостиницу. Пригороды поразили своей сочной зеленью, тогда как город — своей теснотой, шумом, суетой, огромным количеством вело-рикш и темпом жизни, казалось, превосходящим все виденные мною города.

По легенде бог Брахма создал землю и сразу создал Варанаси. Городу, по мнению историков, более 3500 лет. Сейчас в Варанаси живёт более двух миллионов человек. Это единственный город в Индии, где 4 университета.

Экспедиция разместилась в современной международной гостинице с бассейном и хорошим сервисом. Вечером мы разделились. Часть группы отправились на набережную Ганга, другие предпочли спокойный ужин после напряженного дня. Ведь следующий наш день начинался очень рано.

День 13. 9 октября 2007 года.

В пять утра мы уже собрались на экскурсию. Посетившие набережную бурно делились своими впечатлениями, и казалось, вовсе не ложились спать. Предрассветные улицы были совсем тихими. Отдельные рикши и легковые автомобили перемещались, не производя большого шума. Мы приехали на набережную, где разместились на двух лодках для встречи рассвета.

Важно напомнить, что Варанаси, согласно индуистским поверьям, считается идеальным местом для кремации, поскольку душа умершего возносится здесь сразу в новое измерение, избавляясь от необходимости бесконечных мучительных реинкарнаций. «Когда развеивают пепел погребального костра над Ганги, сам бог Шива шепчет на ухо умершему «Мокша». И это освобождает и возносит душу».

А пока над Варанаси стояла предрассветная мгла. Впрочем, жизнь на набережной кипела. Отходили лодки от причалов. Плавучие лавочки предлагали свой нехитрый товар.

На берегу складывали кремационные костры. Здесь всё было, как теперь говорят, по-честному, для каждого умершего свой индивидуальный костёр. А значит, и свой индивидуальный пепел костра. В наших крематориях, как известно, всё по-другому.

Вместе с тем, появилось солнце на горизонте и осветило Ганг, лодки на нём, всю набережную и весь великий город. Мы увидели храмы, которые отстроили здесь все штаты Индии для совершения обряда кремации. И, пустив по реке поминальные корзиночки с цветами и горящей свечкой, вернулись на пристань.

Мы долго ходили по очень узким улочкам этого древнего города. Осматривали храмы. Многие из них ремонтировались, и бригады рабочих выполняли свою работу, как сто и тысячу лет назад. Здесь ничего не поменялось.

Жизнь этого города производит совершенно особое впечатление. Множество худющих собак и щенков. Тоже худых, живущих своей жизнью. На улицах можно встретить телят, которые с трудом находят пропитание. Множество женщин, почти девочек, с грудными детьми на руках. Преобладают люди детского, подросткового и молодого возраста. Здесь остро чувствуешь, как жизнь постоянно совершает свой круговорот. Человек и другие существа приходят в этот мир, вырастают, оставляют потомство и уходят. А жизнь людей мало изменяется. И даже боги, принимающие обличия людей, поступают так же, подчиняясь великому закону круговорота природы.

Мы посетили Золотой храм Шивы. И обнаружили небольшое строение, всё окруженное заборами и наводнённое военными с оружием. В храм пускают только индусов. И мы, с некоторым разочарованием покинули это место конфликта индуистов и мусульман.

Вернулись в нашу гостиницу, где завтракали и готовились продолжить длинный экскурсионный день. Мы осмотрели центр буддизма. Главный храм с большой позолоченной скульптурой Будды. В центральном павильоне мы любовались росписями, выполненными японским художником. Осматривали павильоны основных стран, где распространён буддизм, осматривали раскопки. Место первой проповеди. Ходили вокруг ступы, медитировали, лёжа на лужайке. Посетили краеведческий музей Варанаси.

Вечером на моторикшах отправились на набережную Ганга. Смотрели красочное представление поклонения богине Ганга. Яркое, красочное представление в исполнении нескольких групп артистов удерживало внимание собравшихся в течение часа. Артисты пели, пританцовывали, совершали ритуалы с огнём. Собравшаяся толпа подпевала. Мы стояли в этой огромной толпе. Казалось, здесь собрался весь город, множество приезжих индусов и некоторое количество иностранцев. А когда представление завершилось, толпа вылилась на улицы древнего города, и без того переполненные людьми. И, стараясь не потерять друг друга в этой толпе, мы почувствовали очень быстрый, просто бешеный ритм жизни этого места.

Вечером обсуждали наши впечатления и находки, как внутренние, так и внешние. Говорили о необходимости нахождения баланса между путешествиями в пространстве внешнего мира и в пространстве нашей психики. Между европейской и азиатской сущностью и природой.

День 14. 10 октября 2007 года.

Утром, ещё до рассвета, с высокого этажа гостиницы я наблюдал, как просыпается город. В начале проснулись птицы, их крики и щебет заполнил всё пространство. Взошло солнце, постепенно рассеялась дымка, и великий город с каждой минутой всё больше наполнялся привычной суетой и шумом. И каждый его житель, каждый гость и путешественник, приехавший сюда, зачастую не осознавая того, играют свою роль в ежедневном действе, разворачивающемся на улицах города. Я стоял возле большого окна уютного номера международной гостиницы. Внизу расстилался город. И меня наполняло переживание величия этого города. Может быть, он похож на Третий Рим, как часто называется Москва? Может быть, похож на сам Вечный город, как часто называют Рим? Нет, из всех виденных мною городов Варанаси можно сравнить только с Иерусалимом! Впрочем, посещая Иерусалим, я чувствовал, что понимаю его значительно больше, чем теперь Варанаси. Здесь совершенно особое отношение и к жизни и к плоти и человека и животных. Значит, в Варанаси нужно обязательно вернуться и возвращаться ещё не раз, чтобы познать этот Великий Город, где живёт вечность, где всё наполнено движением жизни, движением пространства, движением вечности. Город, где одно пространство для всех. Богатых и нищих, людей и собак. Сам быт и уклад жизни как в прошлые столетия и тысячелетия. Технический прогресс идёт как бы параллельным путём с обыденной жизнью. Жизнь постоянно воспроизводит себя вновь и вновь, и вокруг только молодые и сильные люди и животные. Восточный подход характерен тем, что новое дополняет уже существующее старое, а не отрицает его, как это принято на Западе и у нас. А часто новое и старое существуют параллельно. Здесь я впервые осознал и вместе с тем почувствовал истину, о которой раньше читал в книгах Гуруджи, а в последние дни много раз слышал: привязанность к другим людям приносит много боли и испытаний. И важно научиться «ставить стенку между собой и привязанностью к другим людям»

Скоро проснутся участники экспедиции. Мы будем медитировать, завтракать, обсуждать нашу экспедицию, готовиться в обратный путь. Мы вернёмся на Родину, где ждут нас наши семьи, друзья, соотечественники, работа. Всё, из чего складывается жизнь, совсем другая, не похожая на жизнь в Варанаси. Жизнь, в которой сенсорная жажда, стремление к обладанию вещами, деньгами, комфортом, соревнования с окружающими, конкурентная борьба, которые зачастую или почти всегда побеждают присущее каждой душе стремление к духовным путешествиям. Жизнь, где у каждого из нас только одно воплощение. А здесь, в Индии, чтобы появиться на свет в человеческом обличии, нужно пройти огромный путь в шесть миллионов четыреста тысяч реинкарнаций насекомых, птиц, животных. Каждая жизнь — редкая удача и счастье, и она наполнена испытаниями и страданием. Индия предлагает каждому человеку свою дорогу. Каждый здесь может стать равным богам и найти свой путь! Индия и, особенно Варанаси, расширяют восприятие и сознание. Многие из нас в последние недели многократно пережили состояние абсолютного счастья и абсолютной радости созерцания и наполнения истиной. Некоторые даже научились вызывать эти состояния произвольно и погружаться в них.

После завтрака мы познакомились с тестем А.В. Синха, известным в мире профессором археологии Варанаси. В следующий наш приезд он будет сопровождать нас и покажет Варанаси во всём его величии и вечности.

Затем участники группы давали обратную связь. Говорили о впечатлениях, инсайтах, наступивших изменениях. После чего погрузились в автобус и вновь поехали по городу, для посещения магазинов сувениров и храма Барат Мати — матери Индии. В этом храме мы рассматривали огромную ландшафтную карту Индии и портрет молодой женщины с типично индийской внешностью, восседающей на льве, и огонь рядом с ней.

Затем мы отправились в аэропорт, где наш рейс задержали на два часа, и мы сидели в кафе и медитировали на газоне. В аэропорту, как и везде в Индии, вам постоянно стремятся что-то продать. Большой избыток рабочей силы приводит к тому, что многие заняты торговлей. Мы улетели в Дели, где без проблем перебрались в международный терминал.

День 14. 10 октября 2007 года.

Международный аэропорт имени Индиры Ганди как обычно поражал пестротой и экзотичностью нарядов пассажиров. Неспешностью и достаточно высокой организованностью своей работы. Мы выпили кофе, посетили магазинчики беспошлинной торговли и загрузились в наш самолёт.

Полёт был комфортным. Мы разговаривали, ели, спали, уютно расположившись на каждый на трех креслах. В салоне самолёта были в основном индусы и совсем немного соотечественников. Утром прилетели в Москву.

Открылась дверь нашего лайнера. И первый соотечественник, которого мы встретили, пограничник в мятой форме, видя наши открытые, улыбающиеся лица и лёгкую одежду, сказал тихо и по-своему, наверное, доброжелательно: «Снег… обещают».

Затем я три с лишним часа ехал от Шереметьева -П до дома. Стояла зрелая осень. Хотелось быстрее приехать домой и снова хотелось в Индию! А снег пошёл только через четыре дня ожидания…

 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив