О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

Путевые заметки о IX экспедиции в Индию

IХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ППЛ В ИНДИЮ

Медитации и духовность, жизнь и смерть, любовь и брак, семья и род в традициях индуизма, буддизма, сикхизма и агхори.

Дели — Варанаси — Сарнат — Чандигар — Амристар — Дели

30 декабря 2009 — 10 января 2010 года

Восход — это состояние души,
а не только явление природы
А. Ларина

Удивительное путешествие в Индию — мечту и сказку нашего детства — стало реальностью сегодняшнего дня! Самые высокие в мире горы, самая плодородная в мире почва, самый разнообразный климат, экзотические растения, фрукты и овощи, дикие животные и птицы, обитающие прямо на улицах больших городов, самые древние города, комфорт пребывания, самые приветливые люди, выдающаяся древняя и развивающаяся духовная культура и самые древние и эффективные оздоровительные и духовные практики — вот, что особенно привлекает нас в Индии!

1 день экспедиции. 30 декабря 2009 года

В Москве второй день шёл долгожданный новогодний снег. Огромный город стал особенно красивым и по-новогоднему загадочным. Все мы ожидали обычных предпраздничных пробок на дорогах, поэтом в аэропорт выехали пораньше. Мы традиционно встретись под табло ВЫЛЕТ.

Получили все нужные документы и раздаточные материалы для экспедиции. Итак, нас 12 человек, психотерапевтов, психологов и продвинутых любителей — банкиров, бизнесменов из Москвы и Омска. Неожиданно быстро прошли все формальности и погрузились в изучение магазинов международной зоны. Нужно отдать должное терминалу Шереметьево-II: предпраздничная торговля была организована в заметно возросшем числе магазинов со значительно расширенным ассортиментом товаров. В аэропорту людей было немного, тогда как наш аэробус был заполнен до отказа. В салоне было много индийских семей, летящих на Родину на каникулы, российских туристов. Обращали на себя внимание группы молодых российских неформалов. Летели хорошо. Разговаривали, ужинали, изучали раздаточные материалы, читали, дремали. В международном аэропорту Индиры Ганди в Нью-Дели приземлились в начале суток.

2 день экспедиции. 31 декабря 2009 года

Открылись двери нашего аэробуса, и привычные запахи Индии сразу охватили нас. В этот приезд в знакомой гамме запахов было больше составляющих дыма.

Неожиданно долго стояли в очереди на прохождение паспортного контроля. Слишком много прилетевших рейсов. И было неприятно, что всю очередь простояли последними, после нашего прилёта был перерыв в прилётах. В международном терминале обменяли деньги. В этот раз курс валют оказался приемлемым. Если в банках за доллар давали 46 рупий, то в аэропорту 45.7. Затем переехали в аэропорт внутренних авиалиний, так называемый домашний. Ехали в автобусе, не покидая территорию аэропорта. В этот приезд домашний аэропорт уже не производил впечатления своим блеском и чистотой. Скорее он был немного запущен. И большинство пассажиров были вновь одеты в национальные костюмы и отдыхали, лёжа на диванах и положив вещи под голову. Мы общались, дремали, сидели в кафе, гуляли по большому терминалу. Хотелось погулять по улице, только выходить было рискованно, ведь в здание аэропорта охрана пускала только пассажиров по билетам и только за определённое время до вылета. А у нас был единый групповой билет. Наш вылет задержали на 40 минут, скорее всего, в связи с туманом в Варанаси. И вот мы в уютном самолёте, и вокруг только индусы. Быстро долетели. Привычно потолкались возле транспортёра у выдачи багажа и на джипах отправились в гостиницу. Важно отметить, что в течение всех дней экспедиции было достаточно прохладно. Можно даже сказать, что было реально холодно; тогда как виртуально прохладно или даже тепло. Прогноз погоды в Интернете и в Москве и в Индии упорно завышал температуру окружающей среды.

Приехали в самый центр города. На набережной в пяти минутах ходьбы от центральной площади располагался наш отель. У него было несколько названий. Одно из них «Елена». Зданию отеля более пяти веков. Длительное время это был дворец, в котором сменялись его богатые хозяева. Теперь это не очень благоустроенный отель. В нём холодно и не очень комфортно. Группа разделилась: четыре участника и А.В. Сингх остались в данном отеле, тогда как восемь участников переехали в современную международную гостиницу с хорошим сервисом, бассейном и, главное, обогреваемыми номерами. В первый приезд в Варанаси я жил в этой гостинице и сохранил приятные воспоминания. У неё был только один недостаток. Эта гостиница была достаточно удалена от набережной Ганга. И пребывание в ней лишало постояльцев многих впечатлений и переживаний от пребывания в этом великом и святом месте. У индусов считается, что каждое посещение Варанаси снимает негативную карму с трёх воплощений человека.

Мы погуляли по набережной. Окунулись в обычную суету вечерних часов. Подошли к погребальным кострам. Их было 12 возле храма бога смерти. И к 17 часам мы уютно расположились, несмотря на холод, на гостевых трибунах, откуда было удобно обозревать все события. Этот праздничный вечер многие из нас запомнят на многие годы. Небо было чистым, и полная луна нависала прямо над площадью и рекой. По индусским поверьям души умерших именно в полнолуние возвращаются на землю. И индусы радуются таким возвращениям. И действительно на наших фотографиях того вечера было особенно много непонятных шариков, которые некоторые участники экспедиции называли сущностями. Сегодня завершался месяц, завершался календарный год. Артисты исполняли свои роли с большим энтузиазмом. Особенно долго, громко и протяжно гудели в раковины, тем самым призывая духов. Вскоре на поверхности реки появились первые светящиеся точечки. Это были маленькие поминальные лодочки, величиной меньше ладони, мастерски сделанные из бананового листа, внутри поставлена импровизированная свеча и 3-4 головки живых цветов. Сначала мы видели светящиеся точки за поворотом реки. Затем они постепенно заполняли всё пространство вокруг нас. А раковины звучали всё более призывно. И все люди вокруг, сотни людей оказались в каком-то едином пространстве реки, музыки, поминальных огоньков, полнолуния. И это осталось в нашей памяти как незабываемое воспоминание. Всё ночь из репродукторов на набережной звучали молитвы.

Пребывая под огромным впечатлением мы вернулись в свою гостиницу. У нас было достаточно времени, чтобы подготовиться к участию в торжественном новогоднем вечере. Мы быстро переоделись в холодном номере. Нам, конечно, принесли обогреватель. Только стоило включить это очень старое устройство, как возникало короткое замыкание и во всей гостинице гас свет. И служители бежали к нам в номер с просьбой отключить обогревательный прибор. В этот раз у нас было заказано даже два новогодних ужина. Мы немного посидели в ресторане нашей гостиницы на открытом воздухе, съели часть новогоднего ужина. Послушали национальную музыку и отправились в большую международную гостиницу, где нас ждали участники экспедиции, и был заказан второй праздничный ужин.

3 день. 1 января 2010 года

Утреннюю медитацию проводили самостоятельно. После завтрака в гостинице отправились в Золотой храм Шивы, одну из главных святынь индуизма. Мы рассчитали время так, чтобы поток молящихся уже покинул храм, а туристов в этот храм обычно не пускают. Воспользовавшись авторитетом А.В. Сингха, мы, как друзья Индии, получили возможность посетить этот великий храм. Как и в первое посещение, охрана долго изучала мой паспорт и переписывала себе в журнал сведения о нашей группе. И, сняв обувь, мы отправились в храм. Поток молящихся в это время был действительно не такой большой, как в наше предыдущее посещение. И мы смогли медленно пройти по всем его помещениям, даже задержаться в главном из них, где монахи непрерывно орошают лингам Шивы водой и молоком, и он никогда не должен быть сухим. Покормили обезьян, которые в великом множестве живут в храме, и отправились дальше выполнять нашу программу. Наше состояние заметно изменилось. Посещение Великого храма оказало на каждого из нас своё благотворное влияние.

Теперь мы отправились в Ашрам агхори. Нас сопровождал Брижеш Жха.Ворота Ашрама были открыты. В них заходили отдельные сторонники этой секты. Они молились и, несмотря на холодную погоду погружались в бассейн, заполненной водой из Ганга. По их поверьям, омовение в этом бассейне спасает от всех болезней. Вход в основное здание, где располагается священный огонь, был закрыт. На территории Ашрама строится новый большой павильон. Он строится как раз на том месте, где совсем недавно располагались ступы с погребальным пеплом известных монахов ахгори. Данное посещение Ашрама не дало нам никакой новой информации. В лавочках возле Ашрама также продавали то, что мы уже видели в прошлое посещение. Более того, ассортимент продаваемых продуктов культа, кажется, стал более бедным.

Наши сопровождающие предложили нам отправиться в два других Ашрама агхори. Мы сели в наши джипы и отправились на другой берег Ганга. В прошлый приезд обитатели Ашрама говорили нам довольно неопределённо о том, что на другом берегу Ганга есть ещё Ашрам Агхори. И не сообщили ни направление движения к нему, ни расстояние до него. Оказалось действительно, достаточно близко, в 30-40 минутах езды есть ещё два Ашрама. Один из них строящийся, на берегу Ганга, другой, действующий, совсем недалеко от строящегося. Ашрам в Варанаси был посвящён первому гуру Агхори — Кина Раму, строящийся Ашрам посвящён второму известному гуру прошлого Бабе Брагвану Раму. А в действующем Ашраме резиденция действующего гуру Агхори Бабы Кинорамы Абатута В начале мы подъехали к строящемуся. Остановились перед закрытыми воротами, осмотрелись вокруг. Затем нас пригласили посетить действующий. На небольшой, ухоженной территории мы обнаружили те же предметы культа, что и в Ашраме в Варанаси. В ожидании встречи мы осматривали и фотографировали Ашрам. Затем нам сообщили, что пока Баба не откроет для нас свою дверь, мы можем отправляться и осмотреть новый, строящийся Ашрам.

Когда мы подъехали к нему, то обнаружили, что его ворота открыты. На самих воротах не было черепов, как в Варанаси, зато был изображён ключ, колесо, цветок лотоса и вечный и гравный звук «Ом».

Асфальтовая дорога, ведущая к Ашраму, упиралась в каменные ступени, ведущие к берегу Ганга. Здесь в недалёком будущем будет устроен крематорий, а значит, будут гореть кремационные костры. У самого Ашрама две огороженные ухоженные территории по обе стороны дороги. Одна из них заполнена служебными постройками. В центре второй расположен большой поминальный павильон, точнее мемориальный дворец, посвященный Бабе Брагвану Раме. Здесь будет храниться урна с его пеплом. Символика на здании и на окнах в форме цветка лотоса и погребальной урны. Мы прошли по дворцу и вокруг дворца по ухоженной и засаженной цветами территории Ашрама и по-прежнему для нас было много непонятного и загадочного в этих таинственных Агхори. Здесь нам сообщили, что настоятель действующего Ашрама пока не настроен принимать нас. Дальнейшее ожидание представлялось бессмысленным, и мы отправились в университет для посещения самого большого в Индии храма Шивы.

Мы приехали за полчаса до открытия храма после дневного перерыва. Обратили внимание, что возле храма, в ожидании его открытия было множество молодёжи. Конечно, сказывалось, что мы на территории университета. Только и в других, посещаемых нами храмах, всегда много молодёжи и много детей, приходящих с родителями. Обращает внимание, что юношей в Индии заметно больше чем девушек. Об этом говорит и статистика. Они ходят группами и ведут себя очень скромно. Скромнее девушек. Юноши более стеснительны, тогда как девушки больше привлекают к себе внимание окружающих и ведут себя более свободно и раскованно. Кроме того, интересно, что индусы стремятся предохранить от охлаждения совсем не те части тела, что европейцы. У нас принято держать ноги в тепле, а голову в холоде. И мы очень неохотно, порою мучительно, разуваемся перед входом в храм. А они охотно ходят босыми, даже когда это совсем не нужно, зато голову закутывают шарфом и обязательно закрывают уши.

Мы посетили этот фундаментальный и парадный храм самого почитаемого в Индии бога — Шивы. Получили удовольствие от его чистоты, фундаментальности, красоты и вернулись на набережную Ганга.

Прошли по набережной. Остановились возле погребальных костров. Их горело восемь. Возле костров было тепло. Постояли возле небольшого храма бога смерти. Это одно из воплощений великого бога Шивы Затем заняли удобные места на гостевых трибунах и приготовились смотреть вечернее шоу поклонения богине Ганга. Шоу проходило по тому же сценарию, что и в предыдущий день, и участники экспедиции смогли рассмотреть и услышать то, что не удалось в наш первый вечер в Варанаси. Впрочем, это представление было уже не таким впечатляющим и запоминающимся, как предыдущее фантастическое представление 31 декабря.

После завершения шоу мы, воспользовавшись услугами велорикш, отправились ужинать в ресторан, который нам так понравился в прошлый приезд. В нём ничего не изменилось. Только посетителей было очень много. Нам с трудом нашли место в специальном зале для важных персон. Мы хорошо поужинали традиционной индийской вегетарианской пищей. Конечно, хотелось поделиться итогами дня. Только это не удалось, в связи с тем, что в зале были семьи с детьми. А в Индии принято разрешать детям всё, что она желают. Дети желали вести себя очень шумно и делали это на радость родителям. В Индии вообще благосклонно относятся к шуму и весьма часто, и даже слишком часто, с нашей точки зрения, производят его.

После ужина мы разъехались по своим гостиницам и нам уже ничего не оставалось, как попытаться согреться в постели. Прошедший день был заполнен событиями. Мы не всегда достигали желанных результатов. Только мы ведь были в экспедиции, а это значит много неопределённостей, неожиданностей, не всегда есть нужный комфорт и конечный результат, который может превосходить ожидания! С этими оптимистическими мыслями мы крепко уснули в ту ночь.

4 день. 2 января 2010 года

Вечером, в сопровождении целой группы сопровождающих, отправились в Ашрам агхори. Он расположился прямо на набережной Ганга. Нас встретили злые собаки и сам хозяин Ашрама — Лали Баба. У этого небольшого Ашрама несколько комнат и мощёный двор. Кроме самого Лали Бабы в Ашраме присутствовало несколько служителей. С самого начала встречи Лали Баба пытался произвести на нас впечатление атрибутикой агхори. Он показал нам скелет из костей сожжённого тела человека, продемонстрировал несколько человеческих черепов, преобразованных в миски для приёма пищи. Он охотно и подробно рассказывал, отвечал на наши вопросы. О себе агхори сообщил, что сейчас ему 54 года и у него очень хороший тонус тела. Лали Баба охотно демонстрировал себя. Все желающие участники экспедиции смогли убедиться в тонусе его тела. Он живёт один и не хочет жениться. Когда-то он был женат, у него были дети, много земли и успешный бизнес, он занимался фотографией. Сейчас он полный вегетарианец. Лали Баба много курил сигареты, охотно фотографировался с нами и рассказывал о том, как он известен за рубежом. Он доставал с полок журналы и фотографии, отряхивал с них изрядный слой пыли и демонстрировал нам. С гордостью сообщил нам, что уже в течение 7 лет не одевает никакой верхней одежды. И обязательно участвует в общих встречах монахов, которые бывают один раз в 3 года. Такая встреча называется кули мака. На неё прибывают даже отшельники, живущие в джунглях. Эта встреча длится 25 дней. Затем он показывал фотографии с последней встречи. На них в частности, шествовало множество полуобнажённых и обнажённых монахов. На другой фотографии монах удерживал половым членом палку, на которой стоял взрослый мужчина.

Лали Баба сказал нам, что именно агхори, в отличие от других монахов, правильно произносят молитвы, прямо читая их из вед. Его же молитвы крайне индивидуальны и неповторимы.

Далее монах сообщил основные отличительные признаки агхори. Он назвал их всего три. 1. Живёт в месте кремации. 2. Кушает пищу из человеческого черепа. 3. Покрывает своё тело пеплом кремационного костра.

Лали Баба охотно поведал нам и о своих занятиях тем, что у нас называется чёрной магией. Так для того, чтобы убить человека, существует «специальная, опасная молитва». Он показал нам эти молитвы в рукописной книге. Затем нужно взять человеческий череп, срезанный определённым образом. Взять яд, пепел из кремационного костра и чёрной ночью перемешать их вороньим крылом. И череп с таким наполнением сжечь в крематории. Или написать имя на листе бумаги, добавить мёд и пепел из крематория, всё это поместить в бутылку с вином. Закрыть бутылку и поставить её в кремационный костёр. Когда под действием пламени бутылка взорвётся — человек сразу умрёт.

Далее Лали Баба сообщил нам, что очень не любит, когда семья счастлива. И против этого есть своя магия. Нужно отрезать фаланги от кисти трупа. Взять листок бумаги и написать на нём кровью быка имена мужа и жены. И закопать это под золой погребального костра. Произнести определённые молитвы. И семейное счастье будет разрушено. Есть своя магия и для разрушения семьи. С этой целью читают специальные молитвы и на саване трупа кровью быка пишут имена супругов. Кроме того, если тёмной ночью в субботу или во вторник взять пепел из кремационного костра и оставить его в доме, то семья, живущая в этом доме обязательно распадётся. Важно напомнить, что для индуистов корова является священным животным. И причинение любого вреда корове, считается, очень портит карму человека. Только агхори это не беспокоит.

Далее Лали Баба сообщил, что использование трупа молодого человека даёт большую силу в магии. А также, что он может изгонять демонов по воскресеньям, когда в его тело вселяется бог Шива. Дальше он поведал нам о своих медицинских способностях. Назвал себя врачом в области аюрведы. Сообщил, что, используя массаж, может лечить паралич, поднимать кундалини, изгонять умерших в утробе детей. Способен нормализовать критические дни у женщин, используя луковый суп. Этим же путём способствует зачатию при трудностях его осуществления. В течение получаса может открыть третий глаз. Во время совместной медитации способен взять знания другого человека без его на то разрешения. Он способен контролировать дух человека. А также при помощи мантр контролировать злого духа в человеке. Если не контролировать его, то он, покидая тело человека, может разрушать всё на своём пути. Дух покидает тело человека обычно через глаза или через рот человека. Иногда через макушку черепа, тогда сразу отправляется в нирвану или через задний проход — это плохо.

Лали Баба много времени посвящает разбору старых мантр. Их правильному произношению. Мантр так много, как много клеток в нашем теле. Без мантры в жизни не должно быть ничего. Даже когда человек находится в туалете и освобождается от стула, для этого тоже есть своя мантра. Туалет — место бога Ганеши. Мантра — это сила. И важно взять силу мантр. Ваш Гуру открывает для вас мантры. Гуру главный в вашей жизни человек. Он сообщает вам, что есть бог. Поэтому он даже выше бога.

Общаясь с нами, Лали Баба был явно разочарован тем, что его высказывания и атрибутика явно не произвели на нас привычного впечатления, которое он производит на иностранцев. Поэтому Лали Баба предложил нам продолжить нашу встречу после его вечернего выступления, поклонения богине Ганга. Его представление начиналось после завершения основного представления на набережной.

Из Ашрама по специальным ступеням мы опустились на набережную Ганга. Здесь я впервые так остро осознал, что очень мало знаю об этом великом месте на земле, набережной Ганга в вечном городе Варанаси. Ведь в этом месте набережной я проходил уже много раз и моё внимание совсем не привлекла специальная площадка для ритуального поклонения богине Ганга, ни даже площадка для погребального костра и сам погребальный костёр, горевший совсем рядом. Пока мы были в Ашраме, участники экспедиции, почувствовавшие дискомфорт в Ашраме с Лали Бабой, вышли на набережную и смогли наблюдать весь традиционный индуистский обряд кремации. Принесли на носилках тело, полностью укутанное тканью золотистого цвета. Тело пять раз погрузили в воды Ганга. Затем положили на уже сложенный костёр. Люди, наверное родственники, ходили вокруг костра и подкладывали дрова. Они с песнопением обошли пять раз вокруг костра. Затем костёр подожгли. И вскоре он горел очень ярко. Своим светом и теплом сообщая о прекращении страданий, об освобождении, о нирване. Казалось, от самого костра исходил запах смерти.

Костёр уже догорал, когда мы увидели Лали Бабу, спускающегося к набережной из Ашрама. Его тело было заново покрыто пеплом, на нём было много бус. Он и его молодой помощник, одетый в яркий традиционный индийский костюм, начали представление поклонения богине Ганга. Это представление осуществляется ежедневно дважды. Лали Баба не всегда сам проводит их. Иногда это делают его ученики.

Нас удивила гибкость тела и координация движений агхори. Представление длилось около часа. И после его завершения мы, вместе с Лали Бабой поднялись в его Ашрам, чтобы снова задать вопросы. Вечер, проведённый с ним, оставил самое неизгладимое впечатление и дал много информации и пищи для размышлений.

По узким улочкам старого города мы возвращались в нашу гостиницу. Совсем рядом с ней стоит большое дерево. Когда мы подходили, в темноте раздался писк потревоженных обезьян. Впрочем, они вскоре замолчали и не мешали нам спать.

5 день. 3 января 2010 года

Этим холодным утром мы долго медитировали на открытой верхней площадке нашего отеля. Ещё до рассвета, с 6 утра было слышно, как стиральщики белья громко бьют им о воду Ганга. Затем с противоположного берега Ганга полетели птицы. Сначала стая ворон. Затем чайки и зимующие здесь скворцы. Затем голуби и яркие попугаи. И только после этого небо наполнилось ласточками. Периодически появлялся парящий коршун и тогда птичий щебет умолкал на несколько минут, чтобы возобновиться с новой силой. Аджид Вардан Сингх показывал нам как технически правильно выполнять дыхательные упражнения. Мы дышали животом, воздействуя на 3 чакру. СО — вдох, это жизнь; ГХАМ — выдох это смерть. Выдох нижним отделом живота с усилием, вдох свободный. Затем мы более интенсивно делали упражнение, которое я назвал поверхностной гипервентиляцией. Оно предназначается для сердечной чакры. Выполняется более интенсивно, чем мы это делали раньше, используется грудное дыхание. И упражнение, которое я назвал дыханием кита, предназначается для верхней чакры.

На восходе солнца я медитировал на верхней площадке нашего отеля на набережной Варанаси.. Обычно она представляла территорию обезьян. Открыв глаза после медитации, обнаружил себя в окружении множества обезьян с детёнышами, разного возраста. Казалось они настороженно требовали: «Давай, корми и защищай нас! Чего ты сидишь?». Через несколько минут появилась большая обезьяна. Это был самец. Для начала он показал мне очень красную задницу и внушительных размеров половые органы с пенисом в состоянии эрекции средней степени выраженности. Затем оскалился на меня, показав два ряда прекрасных зубов. Наверно, он ожидал, что я сделаю тоже самое. Только я медленно встал и, сохраняя, как мне показалось, достоинство и не поворачиваясь к нему спиной, медленно покинул не состоявшееся поле боя. И самец сразу увёл всю стаю. Уже потом мы посчитали, что в стае было 15 обезьян. И всё же знакомство состоялось. Теперь стоило открыть двери балкона, как обезьяны, степенно заходили по одной в комнату. Подходили к фруктам, отрывали один банан от ветки и выходили на балкон. Причём, они полностью игнорировали присутствие Галины Анатольевны или уверенно брали из её рук мандарины. С самцом же мы держались на значительном расстоянии, не нарушая границ территории друг друга. Здесь я ещё раз осознал, что отношения людей и обезьян в здании нашей гостиницы строятся уже более пяти веков, и важно соблюдать эти сложившиеся вековые традиции.

После утренней медитации я смог подумать о новой практике, созданием которой занимаюсь уже год. В основе практики — метафора улицы. Это улица моей жизни, улица моей судьбы. На моей улице может быть только один дом или много домов. На моей улице есть рождение — это рассвет. А после заката время стремится к полуночи и наступает умирание. Я думал о практике, которую в тот день назвал: «Жизнь моей улицы и улицы моей жизни».

Завершив завтрак, мы отправились в городок Сарнат. Индусы на улицах привычно для себя укутывали голову. И если мы, согласно нашей поговорке, держим ноги в тепле, голову в холоде; то они совсем наоборот — ноги в холоде, а голову в тепле. До Сарната ехали менее часа.

По сути город и не кончался, только менял свои названия. И вот мы приехали в Сарнат. Этот небольшой городок знаменит на весь мир тем, что именно здесь состоялась первая проповедь Будды. Вначале он прибыл в Варанаси, только в этом вечном городе ему не разрешили проповедовать.

Уже традиционно мы посетили храмовый комплекс. Многие страны, где распространён буддизм, построили здесь свои храмы. На месте первой проповеди установлена скульптурная группа, изображающая Будду и его первых слушателей. Побывали на развалинах дворца властителя Ашоки и возле самой первой ступы Будды. В православном храме я чувствую себя дома. А в Сарнате всегда переживаю состояние эмоционального подъёма, сходное с таковым, развивающемся в резиденции Далай-ламы в Джарамсале. И все участники экспедиции с чувством особого подъёма возвращались в Варанаси.

Вечером поплавали по Гангу на лодке. Обозревая с воды погребальные костры, вечернюю молитву, поклонение Гангу. Это был наш последний вечер в вечном городе, и совсем не хотелось уезжать.

6 день. 4 января 2010 года

Утреннюю медитацию проводил Брижеш Жха.Этот молодой брамин постоянно сопровождал нас, охотно отвечал на наши вопросы. И постоянно напевал что-то себе под нос, что смущало наших женщин. Каждое утро он участвовал в нашей медитации и свою работу, по-видимому, адаптировал к тому, что видел у нас. И, тем не менее, показал нам некоторые новые упражнения. Мы съели последний завтрак в гостинице. Возле номера нас ждали все знакомые обезьяны. Они явно понимали, что мы выезжаем из гостиницы, и пришли за прощальными подарками. Получая свои подарки, они уходили, уступая место сородичам. А мы отправились в международную гостиницу, где нам предстояла встреча с брамином, профессором Санскритского университета, учителем, астрологом Элени Четурведи. Он сообщил нам, что этому университету уже 200 лет. Он преподаёт санскрит, несмотря на то, что является монахом. Его как астролога приглашают в семьи на важнейшие события: рождения, свадьбы, смерти. Многие монахи живут в джунглях, а такие как он, придерживаются ортодоксальных традиций, а живут в семьях. Его семья поживает в районе Золотого храма Шивы, и он ежедневно молится в этом храме. Он постоянно носит специальную одежду, и на его затылке хвостик из волос. Затем монах начал настраиваться на свою работу, для этого он нараспев пел ведические мантры и делал загадочные жесты кистью и предплечием правой руки.

Монах сообщил, что для развития человека и общества веды были переведены на современный язык. Теперь они изложены в 18 пуранах и каждый знающий хинди может понимать их. Далее он сообщил, что для него бог везде: дневной бог — солнце; ночной бог — луна. Его бог — действия, его день — среда. Важно вставать за два часа сорок минут до восхода. Это самое лучшее время суток для мыслей о боге. Индусами могут считаться те, кто родился в Индии. С его очки зрения, касты есть везде. Только они везде по-своему называются. Медитацией в Индии традиционно занимаются только брамины.

Для того чтобы успешно развиваться, нужно много размышлять в уединении. Важно отвечать на вопрос: «Кто я?»

Затем Элени Четурведи начал говорить про меня. Он довольно точно определил мой возраст. Сообщил, что с детства я интересуюсь божественными описаниями, воспитывался в обеспеченной семье, где денег всегда было много. У меня два сына и одна дочь. На самом деле две дочери и один сын. Сообщил, что старшая похожа на меня и выйдет замуж в 23 года, а младшая в 24 года и рожать будет ещё через несколько лет. Сообщил о трудностях, которые я пережил ранее.

Брамин очень критически высказался об агхори. Сказал, что это люди, отрицающие знания и традиции. И само понятие агхори переводится как незнание. Агхори стремятся получать деньги за ложную информацию, которую они распространяют.

Сообщил, что люди раньше жили до тысячи лет, а теперь человеческая жизнь имеет всего четыре периода по двадцать пять лет каждый: ученик, домохозяин, путешественник, отшельник. Мы должны избавляться от привязанностей и искать бога в себе. Даже поживая в семье можно освобождаться от привязанностей.

Отвечая на наши вопросы, брамин охотно рассказывал про индийские свадьбы. Свадьбы играются в свой сезон, который длится от марта до июня. Тогда как в декабре и январе этого делать нельзя. Отец невесты ищет жениха. Причём он должен быть из той же касты. И девушка обязательно должна выйти замуж до двадцати лет. Семья невесты получает жениха как дар. Изучается его образование, история его рода, его состояние здоровья. Всё должно складываться так, чтобы род невесты улучшил своё качество за счёт жениха, и род жениха также улучшился.

Участники экспедиции обратили внимание на профессиональное поведение брамина. Войдя в помещение, где располагались участники нашей экспедиции, он быстро определил иерархию ролей и присоединился к ней. Говорит очень осторожно, внимательно наблюдая за собеседниками. Если кивнуть в знак согласия, он будет продолжать и развивать тему, начнёт говорить чёткими обрывочными фразами, часто поднимая указующий перст. Если не уверен в своей правоте, стремится обойти тему. Его сознание наполнено и переполнено многими знаниями, и он экстраполирует их на нас — людей другой культуры. И здесь ошибки неизбежны. И одет он профессионально, опрятно и удобно. Из — за тёмных очков поблескивает его заинтересованный взгляд. В конце беседы брамин легко и уважительно отсоединился от нас. И мы отправились в аэропорт. Ехали по вечному городу, где жизнь течёт очень быстро, а утренняя грязь к вечеру превращается в пыль.

Наш рейс задержали. Мы уютно расположились на газоне возле аэропорта и наслаждались тёплым днём. Затем состоялся перелёт Варанаси — Дели. В аэропорту нас ждал автобус, и мы отправились в город Чандигар. Нам предстояло преодолеть 264 километра пути. Дорога была хорошей. Я уже дважды по ней ездил в резиденцию Далай-ламы. Мы отдыхали. Провели подробную обратную связь и вечернюю медитацию. Поздно вечером приехали в Чандигар, где поселились в лучшей гостинице. В ней было тепло и уютно. На улице было туманно. На территории гостиницы стояло множество горшков с самыми разными хризантемами. Оказалось, совсем недавно они выставлялись на выставке цветов. И более того, были признаны самыми лучшими. .

7 день. 5 января 2010 года

На этот день участники экспедиции разделились. Большая часть посвятила время экскурсиям по городу и обучению транцендентальной медитации. Они готовились получить личную мантру. Мы же с Александрой Лариной отправились на V Паназиатский конгресс по психотерапии, который в этот день открывался в Чандигаре. Конгресс проводился в школе для девочек. В зданиях этого учебного заведения было очень холодно и очень сыро. Первое пленарное заседание начали с опозданием на полтора часа. Вначале совершили множество ритуалов. Затем слушали доклады из Индии, России, Канады, США, Австралии. Понимали разнообразие психотерапии и поиски единства. В докладах из Индии сообщалось, что на Западе йога отделилась от духовности и стала системой физических упражнений или, в лучшем случае, образом жизни. В Индии же занятия йогой дают духовность. Интересен также своеобразный взгляд на историю психотерапии. Считается, что первый запротоколированный психотерапевтический сеанс провёл бог Кришна. До настоящего времени человек, имеющий слишком большое эго, в Индии считается психически больным. А сама психотерапия проводится только безвозмездно. Во втором дне конгресса участвовала только Александра Ларина, я же присоединился к основному составу нашей экспедиции.

Город Чандигар — единственный в Индии населённый пункт, построенный по генеральному плану. В нём широкие улицы и проспекты. По ним движутся транспортные потоки. На улицах довольно чисто. А вот если заглянуть внутрь кварталов, то можно увидеть привычные картинки: множество играющих детей, коров, ищущих себе пропитание в мусорных кучах.

Вечером мы* Прямого ученика Прасада Махеш Варма  ( Махариши Махеш Йоги) долго беседовали, казалось, что обо всё на свете. Обучение транцендентальной медитации приводит человека к выходу за пределы привычных ритуалов, да и привычного образа жизни. Наступило осознавание, что далеко не весь мусор нашей жизни нужно анализировать, многое важно просто убирать. Индия — это то место на планете, где каждый человек постигает свой путь. Для нас было особенно важным дискутировать с гуру Джеси Пандом, присоеднившимся к нашей экспедиции в Дели. Будучи прямым учеником Прасада Махеш Варма  ( Махариши Махеш Йоги ) основоположника транцендентальной медитации, он производил очень сильное впечатление на участников экспедиции. Главным образом своим спокойствием, цельностью. А на меня, ещё в эту нашу третью встречу тем, что за эти годы совсем не изменился внешне и выглядит намного моложе своих лет.

8 день. 6 января 2010 года

Утренняя медитация и занятие йогой заняли два часа. Мы осознали, что в медитации получаем внутреннее счастье. Человек ведь очень утомляем, и медитация позволяет быстро восстановиться. Длительная, постоянная медитация приводит к состоянию внутренней радости. В результате складываются более правильные отношения с людьми, и наше физическое здоровья приходит в гармонию. Наши мысли приводят нас к действиям, а действия к успеху. И в этот раз мне очень легко удалось войти в сладкое медитативное состояние. И только внешние стимулы, заставляли вновь думать о делах и удерживали на уровне актуального, оперативного сознания. Затем на нашем автобусе по просторным улицам города мы отправились в храм богини Манси-Деви, женской богини желаний, одного из воплощений богини Дурги. Храм расположен в саду из священных деревьев и привлекает поломников со всего мира Возле этого просторного храма было множество детей, просящих милостыню. Стоило им что-нибудь дать, они несли это подаяние женщинам, а те, в свою очередь, передавали мужчинам. Из репродукторов разносились громкие песнопения о большой и счастливой любви. Из этого бойкого места мы отправились для посещения храма богини силы Чанди в 15 километрах от города. Именно с ней связано и название самого города. Здесь менее многолюдно, чем в предыдущем храме. Этому храму уже пять тысяч лет. Мы встретились с хранительницей храма. Она из семьи, 57 поколений которой — хранители храма богини Чанди. «Мы ей поклоняемся, а она решает наши проблемы», — сказала нам эта добрая, спокойная женщина. В их семье служителей культа Чанди после ухода из жизни не сжигают, а закапывают. Она рассказывала нам легенды и одновременно наблюдала за играющими во дворе внуками. Чанди боролась с ужасным драконом, который поработил эту местность. Она отрубала ему головы и держала их над чашей, куда капала кровь. Каждая капля крови, попадающая на землю, рождала тысячи новых драконов. Чанди победила дракона и освободила людей. Нам предложили чай, пригласили на обед. Хранительница храма всё время повторяла: «Это всё не я — это она, Мата Чанди».

У самой хранительницы большая семья. Её старший сын и дочь постоянно живут в Лондоне. Младший сын — монах и будет служить в храме, в будущем сменив мать. В этом старом храме нам всем было хорошо и спокойно и хотелось находиться там долго.

Покинув храм, мы отправились в прекрасный сад экзотических растений, основанный ещё Моголами.

Вечером занимались трансцедентальной медитацией. Обсуждали прошедший день.

9 день. 7 января 2010 года

Утром долго медитировали. Достигали полной релаксации. В ведах написано, что лучшая медитация на восходе и закате солнца. У индусов считается, что медитация — это пища для психики. А сознание питается истинной любовью. Во время медитации можно достичь состояния, когда сознание будут чистым, как у новорожденного. После медитации нас покидают «психические токсины». Возникает состояние лёгкости, иногда слёзы. Так с нашим гуру Джеси Пандом мы продвигались в области транцедентальной медитации. Он отвечал на все наши вопросы, помогал нам правильно медитировать. Во время медитации мы не должны концентрировать внимание. Концентрация — это результат медитации. Медитация — процесс автоматический. Важно не следить за достижением цели, а только воспринимать свои ощущения, спокойно и нежно. В трансцендентальной медитации важно добиться чистого сознания, как у новорожденного ребёнка. Выполняли самые разные дыхательные упражнения. Каждое из них благотворно влияет на состояние внутренних органов и психологическое состояние. После транцендентальной медитации хорошо принять позу трупа. В Индии кажется, что вся страна в медитации, и даже коровы и собаки медитируют.

Затем посетили сад пейджабского университета. И садовник долго показывал нам, как выводят новые сорта кактусов. Долго ходили по удивительному саду кактусов — самому большому в Азии. Посетили главный храм Сикхов в этом штате. Сикх значит — ученик. Основной гуру Нанак и ещё десять гуру утверждают, что бог — это универсальная энергия. У сикхов есть священная книга, которую они читают. Остановились возле нового офиса Всемирного университета Брахма Кумарис. Основной его центр на горе Абу мы посещали в нашу самую первую экспедицию. Обратило внимание, что везде где мы были, люди приветливы к другим и, наверное, приветливы к себе.

Между тем мы покинули Чандигар и въехали в город Пачкула, штат Харьяна. Город обращает внимание большим числом магазинов и ресторанов, работающих круглые сутки. Из этого штата больше всего набор в индийскую армию. И здесь отдыхают профессиональные военные.

Вечером много медитировали. Важно нежно и медленно прикрывать глаза, а не закрывать их. Приходит понимание — контроль над нашим дыханием становится контролем над нашим сознанием. Мантра же пульсируя в нашем сознании, по сути дела освобождает нас от мышления.

Последовательно расслабляли мышцы: сначала левой ноги, затем правой, затем через живот переходили на правую руку, затем левую. Релаксация мышц тела завершается между бровями, в районе «третьего глаза». В трансцендентальной медитации мы на 15-20 минут отказываемся от собственной идентификации, становимся только точкой в космосе. В это время мы просто импульс и энергия. И йога даёт возможность слияния индивидуального духа с космическим. Медитация не даёт правил жизни, только занимающиеся ею склонны к здоровому образу жизни. Медитация может заменять вредные привычки. В европейской культуре мышление стоит в самом центре и определяет многое. Тогда как в медитации важно отказаться от мышления, выйти за его пределы.

По результатам наших многолетних занятий можно сформулировать правила трансцендентальной медитации. Приведём их.

Трансцендентальная медитация от гуру Джеси Панда из Дели, прямого ученика Прасада Махеш Варма (Махариши Махеш Йоги)

Семь основных принципов:

  1. Садимся в удобную позу. Голени и бёдра, бёдра и спина под углом приближающимся к 90 градусам. Спина прямая. Расслабляем все мышцы. Мудра 1 — открытые ладони.
  2. Мягко прикрываем глаза. И остаёмся с закрытыми глазами на всём протяжении медитации. Все наши действия носят мягкий и нежный характер.
  3. Ищем тишину и спокойствие. Ожидаем нашу мантру. Мудра 2 — колечко из 1-2 пальцев.
  4. Произносим мантру внутри себя. Сосредотачиваемся на мантре. Избегаем привязывать её к чему бы то ни было. Например, к дыханию.
  5. Во время и на время медитации отказываемся от своего «Я» своей самости, становимся энергией, точкой в космосе, сливаемся с космической энергией, с высшей сущностью.
  6. Отпускаем наши мысли и они постепенно покидают нас. Чувствуем всё большую лёгкость и состояние полёта.
  7. Очень постепенно и мягко возвращаемся в пространство нашей обыденной жизни. Очень медленно и мягко открываем глаза.

10 день. 8 января 2010 года

После утреней медитации и завтрака мы отправились на автобусе в Амритсар. Нам предстояло проехать 290 километров. Выехали в очень сильный туман. В пути делились впечатлениями. Время в пути прошло быстро. Прибыли в город Амристар, штат Пенджаб. Это штат, пограничный с Пакистаном. В нём проживает 25 миллионов человек. Язык пенджабский. В городе совсем не встречаются люди с европейской внешностью. В это время сбор урожая апельсинов. Везде продают сок, и горы апельсинов прямо на улицах.

После обеда отправились на процедуру закрытия индийско-пакистанской границы. Расположились на трибуне для публики и вместе со всеми присутствующими участвовали в церемонии закрытия границы. С индийской стороны демонстрировалась сила и мощь Индии. Кричали: «Великой Индии долго жить!». Люди посещают это зрелище два раза в день. Кричат, как на стадионе. Похоже, у них это вызывает воодушевление, выбрасывая в кровь своеобразный гормон патриотизма. У нас же этот красочный спектакль оставил ощущение напряжения и усталости .Было обидно, что великий народ сейчас разделён границей и патриотизм состоит в том, чтобы доказать своё преимущество. А процедуры с той и другой стороны границы, в нашем восприятии зеркально отражали друг друга, только костюмы участников отличались цветом.

Вечером быстро и глубоко ушли в медитацию. И казалось, что даже кондиционеры жужжат «Ом, Ом, Ом».

11 день. 9 января 2010 года.

Утром в моей голове навязчиво звучали мелодии и крики шоу закрытия границы. После медитации и завтрака отправились в золотой храм сикхов. Это главная святыня данной религии. Сама религия, последняя по времени из больших религий Индии, возникла как протест против индуизма и ислама. Сикхи считаются воинами, они служат в армиях ряда стран, в том числе, конечно, Индии, и Канады. Они выделяются своей внешностью. Обычно мужчины высокого роста, с большими бородами, которые они никогда не подстригают. На голове у них обязательно чалма, под которой уложены длинные волосы, которые они так же не подстригают в течение всей жизни .Цвет чалмы говорит о происхождении её хозяина из того или иного горного селения. Кроме того, у каждого из них всегда с собой гребень для расчёсывания волос, кинжал, который может быть заменён небольшим ножом, браслет на правой руке, как символ только добрых дел и ещё специальное нижнее бельё. Все люди — братья и сёстры.

Вокруг золотого храма было множество людей. Само название храму дали англичане, индусское название — Божественная ладья или Лодка бога. В магазинах и лавках фиксированные цены. Мы довольно долго ждали в международном отделе, пока освободится чиновник для встречи с нами. В большой комнате кроме нас находилось значительное количество мужчин. Как выяснилось, они пришли, чтобы добровольно поработать для храма. Ожидая работу, они степенно читали газеты и тихо переговаривались. Сикхи обращают на себя внимание своей степенностью, спокойствием, самоуважением, любовью к порядку. Там, где они присутствуют, они заполняют собой всё пространство.

Между тем, освободившийся чиновник, рассказал нам о храме, о религии сикхов. Он привычно называл много имён и дат. Сообщил, что в их религии самым большим уважением на земле и почитанием пользуется мать. Именно она выращивает и защищает детей и передаёт культуру следующим поколениям. А жить важно подобно лотосу. Ведь этот прекрасный цветок растёт и цветёт в грязи и всегда остаётся чистым .И мы должны пожить нашу жизнь, так, чтобы грязь нас не затронула. На мой вопрос, как медитируют сикхи, наш экскурсовод ответил, что нужно рано вставать, приводить себя в порядок , много работать всей семьёй, читать священный текст Гуру Ваш, работать в храме, месяцами и годами читать Вай Гуру. У сикхов строгая моногамии. Мужчинам запрещено думать о женщинах, кроме своей жены, даже во сне. Все женщины, кроме жены, для них сёстры. Поблагодарив нашего экскурсовода и, сделав фото на память, мы отправились с храм.

Сам золотой храм представляет собой большой комплекс зданий. Он расположен на озере, водой из которого лечили проказу. В зданиях нет дверей. Любой человек, принадлежащий к любой касте, может войти в храм. В нём круглые сутки готовят вегетарианскую пищу и кормят прихожан. И в центре этого комплекса, окружённый водой, сам золотой храм. Считается, что озеро вокруг храма содержит эликсир жизни. А центральную площадку самого храма чистят молоком. Как и в других храмах сикхов, трое мужчин непрерывно поют гимны, аккомпанируя себе на клавишном музыкальном инструменте. Пение завораживает, создаёт своеобразное медитативное пространство, его хочется слушать долго. Мы осмотрели и главную книгу этой религии. И, преисполненные уважения к этим самодостаточным и очень трудолюбивым людям, отправились дальше. В Индии считается, что сикхи очень много и охотно работают. Работают все члены семьи, и это позволяет им создать достаток.

Кажется, величественный храмовый комплекс вобрал в себя все богатства города, в котором находится. И город теперь воспринимался нами как совсем бедный. Теперь наш путь лежал вновь в Чандигар. Мы ехали в нашем автобусе, давали обратную связь по экспедиции, смотрели в окно, дремали. В Чандигаре нас ждал отдых, заключительный торжественный обед экспедиции и новая дорога. На обед каждый смог заказать полюбившиеся блюда. Мы говорили о наших впечатлениях, о том, как много всего произошло за эти дни. А.В. Сингх сообщил, что в традициях Индии воспринимать гостя как бога. И то хорошее, что делает индус для своего гостя, улучшает карму самого хозяина. Обед явно удался.

И в 16 часов мы вновь разместились в нашем автобусе, чтобы отправиться в аэропорт. По дороге активно обсуждали экспедицию, любовались пейзажами, дремали.

12 день. 10 января 2010 года.

В международный аэропорт Индиры Ганди в Нью-Дели приехали в 3. 30. Попрощались с продолжающими путешествие участниками экспедиции. И отправились на регистрацию. Здание аэропорта продолжало расширяться и реконструироваться

Довольно быстро прошли формальности, традиционно посетили магазины беспошлинной торговли и в 07.20. рейсом SU536 отправились в Москву. Салон большого Боинга был заполнен главным образом соотечественниками и мы, уже отвыкнув от людей с европейской внешностью, с удовольствием рассматривали соседей.

В Шереметьево — II приземлились по расписанию в 12.20. Было достаточно тепло, и мы попрощавшись, отправились по домам.

Экспедиция удалась, а впереди жизнь и работа на Родине и следующая, 10 экспедиция.

 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив