О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрасноярскМексика

Эмбриональный опыт – истоки поведения

В статье рассматривается феномен пре — и постнатального опыта. Раскрываются причины, уходящие корнями в до — и послеродовый периоды жизни человека, определяющие его поведение во взрослом возрасте.

Как эмбриональный опыт влияет на нашу взрослую жизнь. Почему мы поступаем тем или иным образом? Что лежит в основе нашего поведения. Наверное, мало кто из нас сможет четко ответить на эти вопросы, а подчас мы ими просто пренебрегаем. А между тем, решающее значение оказывают не только воспитание, интересы, установки, но и более глубокие причины.

Именно о скрытых причинах развития поведения, каковыми являются эмбриональный и неонатальный опыт, и хотелось бы поговорить.

Не секрет, что развитие является непрерывным процессом, и рождение — всего лишь переход от внутриутробного к внеутробному типу существования. Это подтверждается и тем фактом, что поведение младенца в первые дни жизни во многом напоминает поведение плода внутри матки. Так, поза новорожденного представляет собой продолжение той позы, которая была приобретена в утробе матери в последний триместр беременности. Но, пожалуй, самое интересное это способность плода слышать голос матери, способность воспринимать именно тон речи, тем самым улавливая эмоциональную информацию. Всё это имеет колоссальное значение для дальнейшей жизни после рождения. Этот первейший слуховой опыт определяет многие познавательные, эмоциональные и, что немаловажно, социальные способности новорожденного. Говоря бытовым языком, отсюда берут начало наши умственные способности, наше умение ладить с другими людьми, и наша эмоциональная окраска восприятия окружающего мира.

А что же происходит при эмоциональном принятии матерью дитя? Как тепло материнских рук определяет его психическое развитие и социальную успешность?

В науке этот феномен носит название хэндлинга, то есть телесного контакта, когда мать берет ребенка на руки. Здесь снова уместно обратиться к научным данным. Психогенетиками было проведено исследование, в котором изучалось влияние раннего опыта на поведение животных, эксперимент заключался в том, что детенышей мышей и крыс в течение первых трех недель после рождения регулярно брали в руки. Выяснилось, что такие животные, будучи взрослыми, проявляли большую любознательность и эмоциональность чем те, которых игнорировали.

Но это у животных. А что же касается человека? Очень показателен пример с помещёнными в инкубатор недоношенными детьми. Оказалось, что дети, которых время от времени встряхивали и тормошили, быстрее набирали вес и были выписаны из больницы раньше детей с ограничением контактов. Всё это свидетельствует о важности прикосновений материнских рук, и в этом нет ничего сверхъестественного. Беря ребёнка на руки, вы стимулируете его сенсорную сферу, тепло ваших рук даёт ему ощущение физического комфорта, психологически он ощущает себя в безопасности. Не от того ли, будучи взрослыми, мы так любим обниматься с близкими нам людьми, с людьми, которым мы доверяем. По-видимому, здесь и закладывается базовый уровень доверия к миру, умение ощущать себя ценным, в конечном счете умение созидать.

Не менее важным для психического развития является зрительный контакт матери и ребёнка. Не стоит полагать, что дитя не распознаёт мимических сигналов. Науке известны примеры, когда у детей с врожденной катарактой невозможность видеть материнскую улыбку и выражение её лица в течение первого полугодия жизни, приводила в дальнейшем к необратимым изменениям в эмоциональном и социальном поведении, даже если катаракта снималась на первом году жизни.

Не будем упускать из вида и психофизиологическое состояние самой матери, подвергающейся мощному воздействию стресса. Стресс… Это понятие плотно вошло в повседневность каждого из нас. Сегодня сложно найти человека, не испытавшего на себе всю палитру его воздействий. Ритм жизни вокруг всё убыстряется, нервной системе всё сложнее адаптироваться к пёстрым переменам окружающей действительности. А вместе с тем стрессогенный фактор пагубно влияет на эндокринную систему матери, приводит к изменению пропорций определенных гормонов, многие из которых могут проникать через плацентарный барьер в кровеносную систему плода и влиять, как на нервную, так и нейроэндокринную систему. В результате поведение новорожденного и его дальнейшее развитие несут последствия тех социальных средовых влияний, которые испытывала мать в период беременности.

Кроме эмоционального стресса, таит в себе угрозу и влияние недостаточного питания. Проводились специальные исследования, показавшие, что не только недостаточное питание матери во время беременности неблагоприятно сказывается на развитии потомства, но и недостаточное питание самой матери в раннем детстве приводит к необратимым сдвигам в ее организме, которые в дальнейшем отрицательно отражаются на течении беременности и развитии ребенка, даже если будучи взрослой при вынашивании ребенка мать питалась нормально.

Молодым родителям особенно важно знать, что стресс и недостаточное питание в период до и после рождения могут сказаться отрицательным образом на психическом развитии ребенка. А если это девочка, то необратимость изменений в результате неблагоприятной среды раннего детства, отразится самым негативным образом на её потомстве, на что не сможет повлиять даже улучшение качества её дальнейшей жизни.

Но если стресс и голод могут быть мало зависимыми от нас явлениями, то вредные привычки являются следствием нашего и только нашего выбора. И самое страшное, что многие молодые матери, не осознавая всей пагубности своих нежелательных пристрастий, лишают своих потомков права на здоровье, решая за них их судьбу.

 

Автор — Григорьев Евгений Викторович, действительный член ОППЛ. частный специалист.

Страница в Вконтакте

Контактный телефон: 8 (911) 868-42-73, e-mail:

Сайт: psyhologyneman.ru


 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив