О нас
Фотогалерея
Вебинары
Видеогалерея
В дороге
Архив
Контактная информация
АлтайИндияИталияКрым

18 научно-практическая психотерапевтическая экспедиция в Индию

Шмаков Вадим

Путевые заметки о 18 научно-практической психотерапевтической экспедиции
Профессиональной психотерапевтической лиги в Индию

Медитации и духовность Гималаев -2

Джамму и Кашмир (Дели, Джамму, Катра, пещера Вайшну-Деви, Джамму, Дели)

10-19 ноября 2012 года

Новые встречи

Уважаемые читатели! Мне вновь посчастливилось стать участником научно-практической психотерапевтической экспедиции ППЛ в Индию под руководством Виктора Викторовича Макарова. Опыт всех наших экспедиций в эту страну постоянно расширяется и обобщается в изданиях ППЛ. Для меня лично, каждое такое путешествие, это новые открытия, новый практический опыт и новые ясности. Ясности о самом себе, о мире, о жизни. Именно в Индии мне лучше всего дается опыт осознанности, мета-взгляд на явления и их причинно-следственную обусловленность. Духовная составляющая в психотерапии не меряется коэффициентами математической статистики. Реализовать ее возможно только через познание и практику. Я еду вновь за новым опытом практической психологии и новыми впечатлениями, за чудодейственной душевной силой. И я вновь хочу оказаться в тысячелетнем пространстве загадочной и завораживающей Индии.

Я радуюсь встрече с участниками предыдущих экспедиций и теми, кто присоединяется к нам впервые. Это люди, известные в стране и за рубежом психологи и психотерапевты, люди других профессий. Мы традиционно встречаемся перед вылетом в аэропорту Шереметьево, в холле, под табло «вылеты». Если пока еще с кем-то не знаком, то я знаю, что нас объединяет интерес к Индии и Гималаям, тяга к неизведанному, легкость, решительность и смелость к необычным путешествиям. В таких экспедициях мы вместе и познаем и реализуем свои духовные запросы. Виктор Викторович говорит, что психолог, психотерапевт обязательно должен путешествовать, поскольку это не только путешествия внешние, но и, что особенно важно для нас, путешествия внутренние.

Я еду в Индию уже не в первый раз. Записей почти не веду, лишь делаю фотографии, да иногда записываю на видео. По опыту прошлых экспедиций я больше доверяю своей долгосрочной памяти. Вытеснение деталей широкого спектра впечатлений от только что увиденного, услышанного и прочувствованного происходит тотчас же, как только получаешь новые впечатления. Информативный поток очень насыщен. Делать свои обобщения от наблюдаемого по ходу событий часто не представляется возможным, это происходит позже и формируется в своей основе, скорее уже вне пределов сознательной инстанции. Кто мы? Зачем живем? Что есть счастье? Чего же мы, на самом деле, хотим себе в своей жизни?

Когда ценностные ориентиры опираются на духовную мировоззренческую основу, тогда убирается оболочка иллюзий, мешающая дать ответы на эти вопросы каждому. Открытость для меня это и есть отсутствие такой оболочки иллюзий. Тогда легко излучать свет любви!

Нам предстоят и путешествия по дорогам Индии и множество встреч с интересными людьми и восхождения к святым местам индуизма. Маршрут экспедиции «Медитации и духовность Гималаев -2» формировался с учетом пожеланий участников. Часть группы присоединилась к основному составу уже в Дели, а предварительно объявленная программа была творчески дополнена новыми посещениями. Маршрут нашей экспедиции в Джамму и Кашмир следующий: Дели, Джамму, Катра, пещера Вайшну-Деви, Джамму, Дели.

Кашмир это историческая область на севере Индии, на стыке Гималаев и Тибета. Интересно, что в штате Джамму и Кашмир есть две столицы, летняя и зимняя. Джамму — зимняя столица. Кашмир — один из самых прекрасных уголков страны, здесь мягкий климат, экзотический животный мир, впечатляющие горные и равнинные пейзажи, джунгли, горные реки и озера. Здесь сосредоточено множество храмов и мест паломничества индусов. Эти места часто называют «раем на земле».

Мы традиционно размещаемся в комфортабельных отелях с хорошим сервисом и разнообразной индийской кухней. Индусы прекрасно готовят, их питание сбалансировано, а продукты имеют необыкновенную, проверенную веками совместимость. Нашим участникам всегда можно насытиться не только экзотической, но и знакомой нам пищей: овощным или томатным супом, рисом с сырным соусом, яичницей, блинчиками. Сервис во многих отелях имеет традиционный колониальный колорит. И почти в каждом из отелей есть возможность свободного доступа а интернет.

От Нью-Дели до Джамму 600 километров. Мы выезжаем засветло и будем на месте ближе к ночи. По времени в пути мы будем находиться около двенадцати часов. В дороге вовсе не хочется спать, чтобы не пропустить что-нибудь самое интересное. Едем по старой дороге, вдоль которой строится новая. Всюду можно наблюдать жизнь простой, настоящей Индии. Индийские территории густо заселены, кругом множество сельских угодий и строений. Видимых переходов между обозначенными на карте населенными пунктами нет.

Микроавтобус, который стал нашим походным домом на весь период путешествия, ведут поочередно два надежных водителя. Они хорошо знают и дорогу в Джамму, и как затем выяснилось, также дороги к интересующим нас большим и значимым, и совсем маленьким святым местам, расположенным в джунглях сельским индуистским храмам. Неизмеримый профессиональный и душевный интерес к культуре и традициям различных народов северной части Индии, западных Гималаев позволяет нам легко справляться с трудностями пути и мы с любопытством и волнением ожидаем новых впечатлений по прибытии в Джамму.

Храмы Джамму

Джамму — город храмов. На следующий же день, после утренней йоги и медитации мы едем в главный храм Джамму, Рагхунат. Он расположен в самом центре города и был построен в 1857 году Гулабом Сингхом, основателем единого королевства Джамму и Кашмир. Внутренние помещения храма богато украшены и отделаны золотом. Храм славен обширной библиотекой с редкими священными текстами и рукописями на санскрите. В разнообразной архитектуре храма чувствуется влияние разных стилей. Главное помещение посвящено Господу Раме. Рама — покровительствует дограм, составляющим большинство населения этого региона.

Мы получаем благословления браминов и традиционно, каждому индивидуально прочитывают мантру, повязывают на запястье «нить защиты», и ставят красную точку на лбу. Такая тика должна быть точно в центре лба, это точка знаменитого «третьего глаза», важного энергетического центра гармонизирующего работу чакры Аджны. Этот центр отвечает за все мыслительные процессы и дает человеку чистоту и ясность сознания, а также способность прощать. Каждому посвященному вручаются божественные угощения, сладкие шарики или сахарные кристаллы. С психологической точки зрения такая инициация весьма эффективна. Она позволяет запускать механизм внутренней силы, которая есть у каждого человека, для реализации именно его душевного желания.

Наши посещения в Джамму совпали с одним из значимых для индусов религиозным праздником. Выйдя на оживленную улицу из храма мы стали свидетелями торжественного церемониального шествия по улицам города. Громогласная живая музыка, красочные наряды участников шествия по центральной улице Джамму вызывают живой интерес у множества людей и передают им праздничное настроение. Для индусов участие в традиционном культурном или религиозном движении это не развлечение или отстранение от сиюминутного быта, а гораздо много больше. Необыкновенная причастность к обществу и душевная наполненность жизни реализуется здесь через бережное сохранение традиций.

Очень памятным для меня стало посещение пещерного храма Пир Кхо. Мы на живописном склоне горной реки Тави. Говорят здесь медитировал сам медвежий бог из Рамаяны. В лучах яркого теплого солнца мы вдыхаем чистый горный воздух. Вокруг много цветов. Вдоль широких ступеней ведущих вниз — парапеты обвязанные посетителями красными ритуальными ленточками. Войти в пещеру можно только через очень узкий проход, продвигаясь на корточках. По камням течет вода. В центре у алтаря пещерного храма можно встать в рост только одному-двум людям. Получив благословение можно выходить наружу через такой же узкий выход, который позволяет увидеть свет только принявшему позу рождающегося.

А однажды мы приехали в простой сельский индуистский храм, расположенный в джунглях. Здесь вековая неизменность, покой и умиротворение просто растворены в пространстве. На ступеньках медитирует местный житель. На земляной площадке у храма, в тени раскидистого тысячелетнего дерева, играют дети. Рядом священные коровы. Игрушки у детей сделаны из необструганных деревянных палочек обвитых разноцветными ленточками. И они счастливы!

Ранбирешвар-храм тысячи лингамов

Дорога к храму Ранбирешвар проходит через джунгли. По пути нам встречается река с подземным руслом и, чтобы легче преодолеть препятствие, все дружно выходим из автобуса. А далее уже идем пешком, по песчаному руслу. Ближе к храму нам встречаются лежащие на подстилках прокаженные. Они корчатся от боли и стенают о помощи. Я не осмеливаюсь подходить близко и подавать страждущему. Именно здесь я вновь встречаюсь со своим естественным, неосознанным страхом в ситуации реального людского страдания.

Я и до этой встречи немало раздумывал над своим отношением к человеку страдающему вообще. Люди помогающих профессии часто встречаются с подобной ситуацией. Еще труднее, когда страдание вызвано вторичными причинами. Тогда человеку нельзя помочь минуя его волю и желание. У профессионала с большим сердцем и доброй душой должно быть особое отношения к страданию, к причинам и условиям его возникновения. Раз мы занимаемся профессиональной психотерапией и консультированием других людей, то и наша повседневная практика личного развития должна быть несколько иной. Здоровый образ жизни, занятия спортом, активный отдых необходимы, но недостаточны. Когда специалист не имеет мудрости мета-взгляда и мета-отношения, когда нет реального опыта системной саморегуляции, ежедневной развивающей духовной практики, то его необоснованные страхи и неясности об условиях, причинах и следствиях обязательно приведут к неясности и затруднениям в личностной и профессиональной сфере.

На берегу догорают погребальные костры, здесь кремируют усопших. Это место также называют малым Варанаси. Храм Ранбирешвар, расположен на склоне поросшего лесом холма и имеет довольно древнюю историю. Он построен в честь бога Шивы махараджей Ранбир Сингхом в 1883 году, древняя резиденция которого видна на противоположном берегу. Мы поднимаемся по ступеням на верхнюю площадку храма, где священнослужитель рассказывает нам об истории храма и легенду о махарадже, который однажды подстрелил оленя в местном лесу. После этого события он оказался бесплоден. И мудрецами ему был дан совет искупить свою вину лишения жизни животного — построить здесь этот храм. Когда он сделал это, то у него сразу родился сын наследник.

В дни, когда нет важных религиозных праздников, здесь немноголюдно Небольшие группы странствующих людей внизу у реки похоже тут и живут, расположившись на каких-то тентах-подстилках.

Мы же, под мелодии мантр из репродуктора проходим по галереям с многочисленными каменными и кристаллическими лингамами (олицетворениями) индуистского бога Шивы. Они различных размеров, находятся на каменных основаниях и постоянно увлажняются водой. В текущий вниз ручеек наступать нельзя, перешагнуть можно.

Посещение Пурмандала

Храм в Пурмандале расположен в 35 км от Джамму. Он также известен под именем Чхота Каши. Это древний комплекс, с несколькими храмами, посвященными Шиве и другим богам. Рядом с храмом расположен небольшой рынок ритуальных товаров. На территории храма нельзя делать фотосъемку, пользоваться мобильным телефоном. Я вызываюсь подежурить у входа, с сумками и аппаратами всей группы. Это дает возможность понаблюдать за повседневной жизнью людей вокруг, а затем самому посетить храм. Очень интересен опыт самостоятельного посещения — возникает ощущение причастности к вечности, будто оказался во времени, чудесным образом на тысячу лет назад. И ничего здесь не изменилось. А на ступенях храма по прежнему сидит маленькая Дурги, с картонной коробкой для подаяния.

К храму прилегает великолепный ландшафтный парк с прудом, в котором плавают лебеди. Здесь множество диковинных птиц, разнообразных цветов и растений. И на зеленой лужайке, в тени раскидистого дерева хорошо медитировать.

Катра. Восхождение к пещере Вайшну-Деви

Несомненно, центральное событие экспедиции — восхождение к пещере Вайшну-Деви. После утренней йоги и медитации мы выезжаем в город Катра, который расположен у подножия горы Трикута, это примерно в часе езды от Джамму. При въезде в Катру нас останавливает дорожный патруль для проверки безопасности. Здесь нам напоминают, что в этом городе нельзя пить алкоголь, курить и есть мясо. Пища здесь только вегетарианская. Да! Хороший повод для смены стереотипов. Мы готовы к соблюдению местных правил и, как показал опыт, соблюдать их довольно легко.

Кажется, что вся инфраструктура города только и занята обеспечением паломничества к святыне Вайшну-Деви. В городе множество отелей, гостиниц для богатых паломников и домов для бедных странников. Совсем неимущие ночуют перед восхождением под открытым небом на берегу реки Бан Ганга, неподалеку от контрольного пункта пропуска на ятру. Вопросы питания здесь также решаются легко. Фрукты и выпечка на лотках стоят совсем дешево, а например, чашка чая с молоком стоит всего 2 рупии. В лавках множество «сопутствующих» товаров — палочки путников, красные ленты-повязки с золотистыми надписями и эмблемами Богини, памятные монеты, которые после освящения в ятре помогают обеспечить материальный достаток.

Ранним утром мы прибываем к пункту пропуска. Сегодня во главе нашей группы — доктор Раджни Сингх. И, хочу отметить, что весь успех восхождения состоялся только благодаря ее душевной заботе, чуткости и великолепной организации. Еще накануне нам оформили пропуски для всей группы и через 15 минут мы уже проходим на территорию к подножию Трикуты. В кажущейся неразберихе и хаосе движения лошадей и погонщиков мы, тем не менее, выбираем себе лошадей по масти, весу и индивидуальному предпочтению. Усевшись верхом на лошадок начинаем продолжительный 12-ти километровый путь в гору. Мы планируем возвратиться до захода солнца. У некоторых участников группы уже есть опыт подобных восхождений в Гималаях. Дорога наверх здесь удобна, безопасна, вымощена плиткой и защищена от камнепадов на отдельных участках металлическими навесами. Имеются и боковые ограждения от пропастей.

Паломничество здесь более упорядочено. На погонщиках однообразная форма и бейджи. Внизу расположены щиты с дифференцированными расценками, включая определенный процент на чай погонщику и корм для лошадей. Лошадки с удобными седлами, красочными попонами, разноцветными кисточками и шариками имеют даже особую стрижку холок — с кашмирским выщипом. Носильщиков для немощных здесь немного, но они также есть. Четыре человека ритмично двигаясь, несут на плечах носилки с пассажиром в гору. Самые богатые и знатные паломники прилетают к пещере на вертолетах, прямо из Джамму. Среди паломников также есть и организованные молодежно-подростковые группы. И это понятно, здесь путь более доступен и безопасен.

Спирали серпантина в безопасных местах соединены каменными ступенями. Многие идут пешком, однако по отзывам наших участников, это не намного легче, чем ехать в седле. Паломники приветствуют друг друга славлением — приветствием — «Джей Мата Ди!» — Да здравствует Богиня! И на всем протяжении из рупоров слышны мантры в честь Вайшну-Деви. На пути то и дело встречаются караваны осликов, навьюченных то газовыми баллонами, то канистрами с топливом. Нужно отметить, что экологические вопросы решаются здесь успешно за счет расположенных через определенные промежутки урн для мусора, а дорогу то и дело усердно метут уборщики. На срединной остановке есть даже «ненавязчивый» сервис — массаж ног седока.

Пространство гор, движение вверх располагают к размышлениям о путях обретения душевного спокойствия. Мы телесно-психически обусловлены сомнениями, страхами и естественной тревогой. Волнение всегда на поверхности океана, а в глубине его — тишина. Душа всегда спокойна без влияния эго. И можно минимизировать эти импульсы с помощью духовной практики, медитации. Она дает возможность организму побыть в состоянии расслабления, «без мыслей», и именно тогда наступают условия для внутреннего естественного межсубличностного согласования помогающего снижению фона сомнений и тревожности. И тогда нет необходимости выстраивать баррикады психологических защит, которые и мешают человеку попросить и принять помощь, справиться с затруднением своим, самым наилучшим для него образом.

Однако, мы поднимаемся все выше и выше. Город у подножия Трикуты остался далеко внизу. Примерно в средине пути находится паломнический комплекс Ад-Кувари, однако, мы продвигаемся далее. Отсюда уже виден храм с белой кровлей посвященный богине Вайшну-Деви. А священная пещера находится в самой верхней части пути. Согласно легенде Великая Богиня пряталась здесь от демона, которого потом убила. Трикута — священная гора для индуистов. Для многих возможность посетить такие места предоставляется только раз в жизни. Да и для нас это важнейшее событие. Других европейцев, кроме участников нашей группы, здесь не встретить.

У пункта пропуска перед самой пещерой проверка безопасности: необходимо снять обувь и сдать на хранение мобильные телефоны, фототехнику, сумки, поясные ремни. Протяженность от входа к центру пещеры около 30 м. Вход и выход облицован беломраморной плиткой, а пол выстлан красной ковровой дорожкой. Вообще тема входа и выхода в пещерные храмы — ассоциативно «материнско-женская». Внутри пещеры есть небольшое пространство с каменным алтарем покрытым красной материей. На нем расположены три камня означающих три ипостаси Вайшну-Деви: Махакали, Махалакшми и Махасарасвати. Все паломники получают от священнослужителей благословение. Многие пропевают здесь свои индивидуальные мантры.

Именно здесь, на горе Трикута, находится обитель Великой Матери мира, берегущей, охраняющей, созидающей и разрушающей — Вайшну-Деви. Без ее энергии такти, которая пронизывает всю Вселенную, в мире невозможно никакое действие. Даже самые великие боги Брахма, Вишну и Шива без нее недвижимы. Только Вайшну-Деви, всепроникающая богиня, вливает в них струю жизни, дает им возможность созидать, охранять и разрушать. Считается, что только благодаря ее живительной энергии они могут божественно действовать.

Особо хочу отметить энергетику Трикуты, от которой действительно захватывает дух. Чувственное состояние физической легкости и душевного подъема от достижения, причастности и обновления сопровождает нас на всем обратном пути. Может быть поэтому спуск показался легче. Для многих это посещение очень значимо. Такие путешествия волнительны и оставляют что-то очень неуловимо важное в каждом, кто сюда приходит.

Еще радостнее внизу, где нас как героев, тепло встречают Виктор Викторович и Аджит. Они поздравляют нас и вручают нам красные ленты-повязки участников восхождения к пещере Вайшну-Деви.

Оздоровительные и духовные практики

Традиционно наши экспедиции сочетают посещение достопримечательностей с оздоровительными и духовными практиками. В каждой поездке множество встреч с духовными наставниками. А ежедневные занятия йогой и медитацией под руководством доктора Аджита Вардана Сингха и доктора Раджни Сингх дают необыкновенный прилив сил и ясности ума. Это и искусство и философия. Это реальный практический метод благотворно воздействующий одновременно на все уровни человеческого существа.

Из каждой экспедиции я привожу все новый и новый опыт медитативных состояний, дыхательных практик, делюсь таким знанием с другими людьми и использую эти навыки в своей повседневной жизни. Наша задача не принуждать к здоровью и долголетию, а в том, чтобы помочь другим людям выработать привычную необходимость заботы о самом себе, своем теле.

Очень впечатляющие результаты для профилактики и оздоровления всех функциональных систем организма дают дыхательные практики из пранаямы. И каждая вновь пройденная нами индийская оздоровительная методика ментально продуктивна в контексте саморефлексии, погружения в свой внутренний мир и осознанности.

В ежевечерних беседах мы делимся впечатлениями дня, говорим о своих ощущениях, обобщаем свои наблюдения и дискутируем на темы духовности.

Посещние суфийского квартала в Дели

Суфизм возник в конце VII века как аскетическое направление религии. На протяжении следующих столетий данное учение распространилось на обширных территориях, оказывая огромное влияние на духовную и материальную культуру местного населения. Суфизм как учение — это путь очищения души от скверных качеств и привитие похвальных качеств духу. Настоящий суфий отказывается от всяческого беспокойства. Суфии считают, что нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от бога и путь к богу состоит всего из одного шага, шага от себя.

И мы с большим интересом ожидаем посещение квартала в Дели на территории которого расположен мавзолей суфийского дервиша, основателя суфийского ордена Низамутдина Чишти.

Утро. Бедность и аскетизм. У входа в храм небольшие лавки с товарами культа. Мы входим внутрь комплекса. В центре двора храма расположен мавзолей в котором находится саркофаг Низамутдина. И сотни людей совершают здесь поклонение и обращаются со своими просьбами-желаниями о покровительстве и благополучии.

Считается, что в этом храме исполняются все желания. Есть легенда об одном человеке, который не имел детей. Он сказал служителю храма, что если его желание исполнится, то он хорошо отблагодарит храм. И вот через десять месяцев у него родился сын. Тогда он принес в храм 7 кг чистого золота. Настоятель сказал, что золото они принять не могут, поскольку оно является причиной распрей и раздора. И что можно отблагодарить как-то по другому. Тогда человек нанял строителей, которые сделали из золота краску, расписали и покрыли ею купол и элементы храма.

Служители принимают также и от нас записки с просьбами о здравии и благополучии близких за небольшую плату. Объясняют, что эти деньги идут на обеспечение 2 тысяч неимущих и оказание им медицинской помощи. Мы проходим в центральное помещение где на полу расположилась группа нанятых молельщиков. Они ежедневно перебирают десятки тысяч бобовых зерен из общей кучки в центре, в течение многих часов, кладя по зернышку перед собой и произнося при каждом действии одну молитву.

После посещения этого храма ощущается душевное удовлетворение и особенная легкость.

Индия

Каждый открывает в Индии свое и по своему она открывается каждому. И я хочу дополнить эти путевые заметки впечатлениями участницы нашей экспедиции Надежды Куйбагишевой. Ей слово.

Индия начинается для меня в тот момент, когда я переступаю порог самолета в аэропорту Дели и оказываюсь в теплом и чудесном пространстве. Нас радостно встречает доктор и йог высшего посвящения Аджит Вардан Сингх, который всегда благороден, открыт, приветлив и жизнерадостен. И это не удивительно, когда сердце наполнено любовью. В этот раз вместе с ним нас встречает доктор Раджни Сингх. С этой самой встречи я начинаю понимать, что отдых для моей души начался. И что будут незабываемые встречи и посещения удивительных мест. И долгожданные занятия йогой, дыхательными практиками и медитацией под руководством доктора Аджита и его помощницы Раджни. И для меня это очень ценно.

Важнейшая мотивация в этом путешествии для меня — получение практических навыков йоги и медитации из первоисточника. Все дни, находясь в Индии, я старалась как можно больше впитать в себя все то, что преподавали Аджит и Раджни. Это для меня драгоценность, которую не купишь ни за какие деньги. По своему опыту я знаю, что дыхательные практики и йога — это замечательный способ саморегуляции и восстановления физических и душевных сил организма при воздействии неблагоприятных внешних факторов и стресса. И радостно, что за все занятия, по словам Аджита — мне «пятерка». По приезду домой я продолжаю дыхательные практики, и каждый раз с благодарностью вспоминаю Аджита и Раджни с пожеланиями им счастья.

А еще я хочу отметить, что доктор Аджит не только проводит с нами занятия, но и как ангел Хранитель сопровождает нашу группу по всей Индии. Мы вместе проехали по незабываемым маршрутам тысячи километров, от самых Гималайских вершин до побережья Индийского океана.

По счастливой судьбе, я в третий раз посетила Индию и, собираясь в эту экспедицию, предполагала, что мало чему удивлюсь и еду просто отдыхать. Но, когда началось наше путешествие, я поняла, что ошиблась. Индия неисчерпаема и не перестает удивлять. Находясь в Индии я понимаю, что глубина ее познания бесконечна. И целой жизни может не хватить, чтобы разглядеть и понять Индию целиком. Хотим мы этого или нет, но каждый раз приехав сюда, мы встречаемся с самими собой истинными. Этому способствуют места, где мы бываем, люди которых мы встречаем, звуки которые мы слышим, запахи которые ощущаем. Мы там становимся такими какие есть, со своими достоинствами и недостатками. И эта страна принимает нас любыми. Среди гималайских просторов можно ощутить себя и никем и всем одновременно. Нельзя возвратиться назад из Индии прежним, эта страна меняет каждого и делает каждого хоть чуточку открытее и добрее к людям и к миру.

Я очень хочу хотя бы кратко описать места, где мы бывали. Опуская названия, скажу, что программа была наполнена в основном посещением храмов женских Богинь: Кали, Лакшми, Дурги. Мы совершили незабываемое восхождение к пещере Вайшну-Деви. Всюду это были действующие храмы в которых каждый из нас, независимо от своих верований, мысленно просил о самом сокровенном, что важно для него. И я считаю величайшим даром, когда ты оказываешься в таком значимом месте и, можешь прикоснуться к святыням. Многие храмы олицетворяют как мужское, так и женское начало. Они как бы показывают, что одно без другого невозможно, что только при наличии женского и мужского можно уравнять неравное, обрести равновесие и гармонию. Во всех храмах нас приветливо встречают и читают для нас мантры, лишь спросив имя. Индия удивительная страна — нас нигде ни разу не спросили какой мы религии. Может потому, что в их основе одно духовное начало.

В одном из храмовых комплексов мы увидели скульптуру Ганеши. В Индии считается, что он является Богом покровителем психотерапевтов. Вот какую метафору нам о нем рассказали. Его большая голова символизирует, что нужно много размышлять. Большие уши — чтобы хорошо слышать и получать знания. Круглые глаза, чтобы ясно и далеко видеть впереди себя. Маленький рот, чтобы мало говорить. Нос (хобот) — чтобы ощущать хорошие запахи, расширять чувствование.

На протяжении всей поездки я ожидаю главное таинство для меня, самое важное ради чего может быть я приехала в Индию: инициацию. В один из дней Аджид привез нас в дом своего учителя-Гуру, как принято называть в Индии. Учитель — человек благородной внешности в белых одеждах. Он гостеприимно угощает нас фруктами и ведет с нами беседы. После занятий посвященных теме трансцендентальной медитации и практики Учитель инициировал нашу группу индивидуальной мантрой. Я ощущаю состояние счастья и благодарности в этот важный для меня момент жизни, и готова всех обнять и расцеловать. Затем мы медитировали. Удивительно, но в этом обычном жилом уголке, сад, где мы вкушали фрукты для меня ощущался райским, приготовленная еда божественно вкусной, а в доме, где была очень простая обстановка я ощущала спокойствие и умиротворение. По приезду домой, медитируя, внутренние ощущения порой не раз возвращают меня снова в тот райский домик, наполненный спокойствием, теплом и уютом. А мантра, как транспортное средство, помогает мне снижать мысленную активность и погружаться в состояние расслабления тогда, когда в этом есть необходимость. И в эти минуты я чувствую себя самой счастливой!

Одна женщина недавно сказала мне, что она может быть счастлива, только если будет жить в огромном коттедже. Я, не спорю, киваю ей, понимая, что все это иллюзии ума, а для души счастье заключается в ином. Самовыражение через материальное достижение не дополнит в человеке духовное. И она когда-нибудь обязательно поймет это, только позже. У каждого свой путь и я очень рада, что мой путь приводит меня познать такую духовную страну как Индия и взять хоть частичку ее душевной чистоты.

В Индии люди очень открыты, добры и трудолюбивы. Принятие индийским народом, в основном простого, без роскоши образа жизни, помогает многим переносить все тяготы и трудности. Во многом этому способствует мировоззрение, сформированное в условиях тысячелетней культурной традиции. Простота, открытость, приветливые взгляды, отношения приятия, улыбки на лицах этих людей и заставляют меня задуматься о сути Жизни и в очередной раз переосмысливать свои духовные и культурные ценности.

Удивительно, что в первые поездки в Индию, мне хотелось побыть там подольше. На этот же раз я с удовольствием вернулась, с огромной любовью к своей Родине, России. Индия, как мать одаривает теплом и отдает всю свою любовь, чтобы все, кто там бывает, могли делиться этой любовью с другими.

Благодарности и пожелания

Я благодарю Виктора Викторовича Макарова за предоставленную возможность приобретать новые знания и бывать в духовных местах Индии! Благодарю за путешествия Души!

Благодарю всех организаторов и участников экспедиции!

Дорогие читатели! Больше путешествуйте! Пространственные движения обуславливают Ваши внутренние изменения. Открывайте мир и самих себя! И я буду рад, если эти путевые заметки помогут Вам размышлять и действовать как Вашей Душе лучше!

Желаю Вам Счастья и Благополучия! Излучайте Любовь!


 
 
 
Вебинары Контактная информация Фотогалерея О нас Видеогалерея В дороге Архив